АННА ГАЗИЕВА
Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей и игровой среды.
(принципы и содержание).
Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, поэтому развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь всё имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребёнка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Как уже было отмечено, большую часть детсадовского времени ребёнок проводит в групповой комнате, где просто играет или занимается с воспитателем. Здесь же может быть выделено место для рисования, т. к. многие дошкольники любят это делать в свободное время. Занятия в группе чаще всего проходят в неформальной обстановке, поэтому только в старших группах для каждого ребёнка выделяется определённое место за столом.
Пространство для учебно-познавательной деятельности оформляется с учётом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.
В нём размещаются столы, подобранные по росту детей. Расположение мебели постоянно меняется в зависимости от того, чем заняты ребята.
Познавательная зона состоит из столов, стульев и методического материала по программам, реализуемым в дошкольном учреждении. Это деление условно, т. к. занятия проводятся и на коврике в игровой зоне, и в других местах группы.
В познавательной зоне находятся доска или большой мольберт, фланелиграф. В ней выделяют математическую зону и зону по развитию речи с полочкой умных книг.
В познавательной зоне может находиться уголок эксперимента. Но этот уголок может быть составной частью всех уголков по видам детской деятельности, то есть включается и в уголок ИЗО, и в музыкальный и т. д.
Отдельно выделяют уголок для развития мелкой моторики рук, снабженный разнообразным дидактическим материалом.
В познавательной зоне могут находиться и уголки для ручного труда с инвентарём отдельно для мальчиков и девочек.
В эту зону может входить и уголок по изо деятельности. Но его можно расположить и в игровой зоне с театром и музыкальным уголком - своеобразный синтез искусств, т. к. устраивая театральные постановки, дети сами могут изготовить маски или атрибуты к театральной деятельности, взяв материал в рядом располагающемся уголке изо деятельности.
Экологический уголок с растениями и предметами ухода за ними, календарём природы можно расположить в этой зоне. Но уголок эксперимента хорошо сочетается и с экологическим уголком.
ИГРОВАЯ ЗОНА.
В состав группы входят девочки и мальчики, поэтому при планировании игровой зоны необходимо учитывать дифференцированный подход по половому признаку. Современные психологические исследование пола показали, что мальчикам нужно в 1,5 раза больше места для игры, чем девочкам. Действия мальчиков происходят по вектору в разных направлениях, действия девочек - по кругу.
Исходя из такой специфики для игр, мальчикам надо выделять больше пространство по площади.
В зону игр для мальчиков входят конструктивная зона с транспортом всех видов, зона практической деятельности ("Умелые ручки", "Мастерилка").
В зоне практической деятельности должны быть слесарные и токарные инструменты и ящик с замечательными вещами. В этом ящике находятся не нужные дома вещи и предметы, которые дети могут исследовать, но чтобы эти предметы не несли угрозу жизни детей.
В игровой зоне находятся атрибуты к сюжетно-ролевым играм, в которые играют мальчики (военизированные игры, "Водители", "Пароход"
Первое место в зоне игр для девочек отводится сюжетно-ролевой игре "Семья". Этот уголок должен напоминать дом. Здесь должно быть всё, как в настоящем доме. Обязательно должны быть куклы разных видов.
Мебель и атрибуты для сюжетно-ролевых игр "Поликлиника", "Магазин", "Парикмахерская" должны занимать промежуточное положение между зоной игр для мальчиков и девочек, т. к. мальчики принимают участие в этих играх.
Через игру ребёнок познаёт окружающий взрослый мир, поэтому следите, чтобы игровая среда всегда соответствовала действительности.