Дадашова Сабина
Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу, которую я назвала- «Большие возможности мелкой моторики».
И начать свой рассказ мне бы хотелось со слов великого Аристотеля – «Рука это инструмент всех инструментов». Возраст детей, с которыми я работаю 2-3 года и это самый благоприятный возраст для активного развития речи. Все мы знаем, что центры,отвечающие за речь и развитие ручной умелости расположены очень близко в коре головного мозга человека и поэтому тесно связаны между собой. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр тоже начинает развиваться. Поэтому уделяю много внимания созданию условий для развития мелкой моторики.
Публикация «Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наш уголок мы назвали «Озорные пальчики». Материал в нем расположен таким образом, чтобы дети могли свободно в соответствии с интересами выбрать игры, задания, пособия для деятельности, проявлять свое творчество, развивать замыслы. Содержание уголка периодически меняется, цели и задачи игр усложняются.
В нашем уголке много игр купленных в магазине -это разного размера мозаики, пирамидки, шнуровки, мячи «су-джок». Но они не всегда удовлетворяют потребности моих малышей. Поэтому много пособий делаю своими руками.
Игры и упражнения в уголке я условно разделила на 4 группы.
1 группа – «Пальчиковый игротренинг». Сюда входят пособия, которые дают пальчикам полноценный отдых, развивают ловкость и подвижность.
Активно использую для тренировки мелкой моторики пальцев рук Моталочки
Так же у У нас есть Мячи «Су-джок» мы с малышами ласково называем их Ёжики, благодаря этим мячам кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Использование «пальчиковой» гимнастики и тантамаресок стимулирует развитие речи, внимание, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Шагая пальчиками по пальчиковой дорожке, ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты.
Вторую группу я назвала «Ловкие ручки» .
Здесь у нас живут пособия связанные в играх с крупой и пластилином.
Крупа очень полезный и приятный материал. В играх в ней выполняем много полезных упражнений «пощупать руками, перетереть между пальчиками, зажать поочередно в кулачки, пе
есыпать при помощи рук из одной емкости в другую. А чтобы игра была интересней прячем в нее разные сокровища. Играя с крупами, я делаю пальчики ребенка более чувствительными и ловкими.
Манка по своей текстуре похожа на песок. Для рисования на ней я использую поднос. Равномерно распределив крупу по подносу предлагаю детям оставить след ладошкой, кулачком, нарисовать например солнышко, мячик, кружек большой и маленький. Так мы развиваем еще и сенсорные эталоны, фантазию.
А в игре «Найди пару» -усидчивость, внимание.
Так же Детские ручки усердно трудятся с такими материалами,как пластилин, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая, узнаем свойство пластилина.
В нашем уголке есть такие пособия как : заплатки, доброе пластилиное утро, ёжики.
Безусловно, развивается интерес детей к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.
Например- мозайка из коктейльных трубочек. Это интересное и полезное занятие для детей, развивающее усидчивость. Поделки из коктейльных трубочек не сложные, но требует терпения и внимания.
Конечно, использование в играх таких материалов как камешки, крупы требуют особого внимания за процессом игры. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
ТРЕТЬЯ ГРУППА-«Игры с предметами».
Здесь я старалась подобрать игры способствующие совершенствованию двигательных навыков, развитию моторной координации.
Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствует координации движения рук. Чтобы игра была интересной для ребенка, я использую прищепки по тематике.
Например : Поможем кукле повесить белье.
Чтобы наши пальчики были ловкими, я использую мозаики разного размера, учитывая уровень развития мелкой моторики. Дети младшего возраста учатся формировать мозайки по цвету, форме и размеру, выкладывать горизонтальные или вертикальные дорожки.
А этот чудо-Слоник просто находка для меня и моих малышей.
Во-первых он яркий и похож на настоящего слона, во-вторых он необычный, ведь что-то шумит у него в животике, в-третьих я уверена, что каждому ребенку и даже взрослому захочется залезть к нему в хобот и узнать, что-же спрятано внутри.
Каждой маме Известно, как трудно научить ребенка застегивать пуговицы. Эта игра относится не только к сенсорному опыту и мелкой моторики, но и к привитию самостоятельности и навыкам самомобслуживания.
47
А какие интересные игры можно придумать с использованием крышек и болтов!
Как известно, в наше время большинство детей дошкольного возраста не умеют завязывать шнурки, так как современная детская обувь чаще всего на липучках. Это удобно, но совсем не полезно для развития мелкой моторики. Поэтому можно использовать в нашей работе различные шнуровки. В настоящее время представлены разные варианты шнурования – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Чем проще игрушка, тем дольше она занимает малыша. К категории таких полезных и любимых вещей я отнесла бусы,которые собираются своими руками. Для закрепления сенсорных эталонов, в данном случае цвет, можно попросить ребенка собрать бусы как на картинке.
Для индивидуальной работы в утреннее время я часто использую доску- Бизиборд. Многофункциональность развивающей доски совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причино- следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
И последнюю группу пособий мы назвали
«Лейся водичка»
Вода это естественный, пластичный, гибкий материал обладающий большими возможностями для развития руки ребенка. В нашем уголке для этого есть разные сосуды разной формы и объема. Во время игр с водой мы выполняем разные игровые упражнения «перелей водичку», «помощники», «переливание воды из одной емкости в другую при помощи разных предметов (губка, воронка, ложка).
Играя с водой дети не только развивают мелку моторику но и приобретают первые знания о свойствах воды (льется, переливается, без запаха, разучивают потешки о воде.
В заключении я бы хотела сказать что все игры и пособия представленные вашему вниманию оказывают существенную помощь в решении задач развития ручной умелости. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать обогащать предметную среду своей группы играми и пособиями на развитие мелкой моторики рук.