Светлана Сахьянова
Методические рекомендации по работе с детьми с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Методические рекомендации по организации работы с детьми с нарушениями слуха /
Автор составитель: С. В. Сахьянова – 2019. – 27с.
В пособии даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также современные подходы к обучению детей с нарушениями слуха.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… ….3
Публикация «Методические рекомендации по работе с детьми с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
РАЗДЕЛ 1 НАРУШЕНИЕ СЛУХА…. 5
1.1. Распространенность нарушений слуха…. 5
1.2. Причины нарушения слуха…. 5
1.3. Степень снижения слуха…. 5
1.4. Типы нарушений слуха…. 7
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…8
2.1 Объективные методы…. 8
2.2 Субъективные методы…. 10
РАЗДЕЛ 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАГИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯ СЛУХА….11
3.1. Традиционные подходы к обучению детей с нарушениями слуха…. 11
3.2. Современные подходы к обучению детей с нарушениями слуха….…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….22
ПРИЛОЖЕНИЕ….….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. …. 27
1. ВВЕДЕНИЕ
Первые три года жизни ребенок учится слушать и говорить. Если малыш плохо слышит, то он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого трудно научиться говорить. В прошлые годы для детей с проблемами слуха был бы закрыт мир звуков и полноценной жизни, у него бы не было речевого общения, социальной адаптации. Сегодня появились новые возможности ранней диагностики слуха и слухо-речевого развития слабослышащих детей. При своевременно начатой программе помощи дети со сниженным слухом мало чем отличаются от сверстников. Они ходят в обычные детские сады и школы, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают иностранные языки. Однако, программа помощи наиболее эффективна, если она начата в первые месяцы жизни малыша.
Необходимость ранней коррекционной работы с глухими с слабослышащими детьми отмечалась отечественными сурдопедагогами уже с конца XIX - начала XX века. Н. М. Лаговским, Н. К. Паткановой, Ф. А. Рау, Н. А. Рау, Б. Д. Корсунской. Все эти педагоги оказывали помощь в воспитании глухих и слабослышащих детей, в том числе раннего возраста.
В России благодаря деятельности ФГБУ Российского Научно-клинического Центра аудиологии и слухопротезирования (г. Москва) в соответствии с Приказом №108 МЗ и Минпрома РФ "О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни" уже с 1996 года проводится скрининг слуховых нарушений у детей. Он проводится в два этапа. На первом этапе в роддоме у новорожденного выявляются факторы риска по тугоухости и глухоте, и в выписной справке ребенка делается соответствующая отметка. Второй этап скрининга, осуществляемый в детской поликлинике по месту жительства, включает анкетирование родителей и проверку поведенческих реакций ребенка на звуки в возрасте 1,3 и 6 месяцев. При отсутствии реакции ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для диагностического обследования.
Как свидетельствует мировой опыт, важнейшее значение в выявлении нарушений слуха у детей в раннем возрасте имеют массовые профилактические скрининговые обследования. Основной задачей скрининговых аудиологических обследований является выявление детей с подозрением на наличие нарушений слуха и направление их в сурдологические центры для диагностического обследования с целью определения степени слуховых потерь и уровня поражения.
В настоящее время в области диагностики и реабилитации детей с нарушениями слуха произошли революционные изменения:
• Появились и все шире внедряются в России объективные методы диагностики нарушений слуха у детей, начиная с первых дней жизни, в том числе и недоношенных.
• Производятся высокоэффективные цифровые слуховые аппараты для различных слуховых потерь.
• Разработана технология слухопротезирования детей раннего возраста.
• Разработан и широко внедряется метод кохлеарной имплантации, обеспечивающий возможность слышать глухим детям.
• Разработаны психолого-педагогические методы реабилитации глухих и слабослышащих детей раннего возраста.
Благодаря этому, дети даже с большими потерями слуха имеют шанс научиться слышать и говорить, но достижения науки и медицины окажутся эффективными, если мы сможем выявить у ребенка нарушения слуха очень рано.
РАЗДЕЛ 1 НАРУШЕНИЕ СЛУХА
1.1 Распространенность нарушений слуха
По последним данным, снижение слуха встречается у 10 % людей в мире. Число больных с нарушениями слуха в РФ превышает 13 млн. человек, более 1 млн. это дети. Специалисты предполагают, что через 10-15 лет увеличится количество людей до 18-20%, причиной является длительное ношение наушников. Большая часть людей имеет небольшое или умеренное снижение слуха.
У 1 из 1000 новорожденных выявляется тяжелая тугоухость. Среди новорожденных, находящихся в палатах интенсивной терапии (недоношенные дети, дети с высоким уровнем билирубина и другими патологиями, нарушение слуха обнаруживается у 20-30 детей на 1000. У 1-3 детей из 1000 нарушения слуха развиваются в течение 1-2 лет жизни.
1.2. Причины нарушения слуха
Нарушения слуха делятся на 2 основные группы: врожденные или приобретенные.
Врожденные нарушения слуха могут быть следствием генетических нарушений, наследственной патологии, патологии беременности или родов.
Приобретенные нарушения слуха возникают вследствие некоторых заболеваний (например, менингит, хронический отит, отосклероз и других, приема ототоксичных антибиотиков, травм, возрастных изменений органа слуха.
1.3. Степень снижения слуха
Влияние нарушения слуха на жизнь человека зависит от степени снижения его слуха. Выделяют 5 степеней снижения слуха - I, II, III, IV степень и глухота.
I степень снижения слуха (слабая)
Человек не способен слышать тихие звуки, плохо понимает речь в шумной обстановке.
II степень снижения слуха (умеренная)
Человек не способен слышать тихие звуки и звуки средней громкости, плохо понимает речь не только в шуме, но и в тишине, если собеседник говорит не громко.
III степень снижения слуха (умеренно-тяжёлая)
Человек не способен слышать большинство звуков. Понимает только очень громкую речь.
Тяжёлая степень снижения слуха (IV степень)
Человек слышит только очень громкие звуки, общение без использования слухового аппарата практически невозможно.
Глухота
Человек не воспринимает даже крик у уха, воспринимает очень громкие звуки на близком расстояние (дрель, барабан, стук молотка).
Рисунок 1. Аудиограммы людей с разной степенью снижения слуха. Человек слышит звуки, которые находятся ниже линии его аудиограммы.
Таблица 1. Степени снижения слуха
Степень Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной речи Восприятие шепотной речи
Норма 0-25 Более 10 м. 6 м.
I 26-40 3-6 м. менее 2м.
II 41-55 менее 3м. около уха
III 56-70 громкая речь у уха нет
IV 71-90 крик у уха нет
Глухота Более 90 нет нет
1.4. Типы нарушений слуха
Нарушения слуха в основном связаны с повреждениями в наружном, среднем и внутреннем ухе.
Рисунок 2. Наружное, среднее и внутреннее ухо
Кондуктивная тугоухость
При кондуктивной тугоухости повреждения имеются в наружном (серная пробка) или среднем (воспаление-отит, разрыв барабанной перепонки, отосклероз) ухе. Многие из этих нарушений можно вылечить с помощью медикаментозного или хирургического лечения. У некоторых пациентов сохраняется стойкое снижение слуха, которое можно компенсировать с помощью традиционных или имплантируемых слуховых аппаратов.
Сенсоневральная тугоухость
При сенсоневральной (нейросенсорной) тугоухости происходит повреждение волосковых клеток во внутреннем ухе. Эти повреждения обычно необратимы и возникают в результате менингита, возрастных изменений, травм, действия шума, приема ототоксичных антибиотиков и др. Хотя сенсоневральную тугоухость нельзя вылечить с помощью лекарств, пациенту рекомендуется проходить регулярно поддерживающую терапию для предотвращения дальнейшего снижения слуха. Возможность слышать у таких пациентов обеспечивается с помощью слуховых аппаратов разной мощности. Именно при повреждении во внутреннем ухе возникает глухота. Глухому пациенту, которому не помогают даже мощные слуховые аппараты, делают операцию кохлеарной имплантации. С помощью кохлеарного импланта глухой человек может слышать даже шепот.
Кохлеарный имплант (КИ) — это электронный прибор, с помощью которого глухие люди могут слышать окружающие звуки и речь. Он состоит из внутренней и внешней части. Внутреннюю часть хирург вживляет в ухо глухого пациента. Внешняя часть с процессором располагается на ухе и/или голове пациента. Она улавливает звуки, речь и передает их через кожу головы во внутреннюю часть.
Кохлеарная имплантация — это высокотехнологичный метод восстановления слуха у глухих детей и взрослых с использованием кохлеарного импланта. Включает не только хирургическую операцию вживления импланта во внутреннее ухо, но и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.
Смешанная тугоухость
У части пациентов повреждения имеются и в среднем и во внутреннем ухе – смешанная тугоухость. Таким пациентам может помочь медикаментозное и хирургическое лечение. При стойком снижении слуха может быть рекомендовано слухопротезирование.
Слуховая нейропатия
При слуховой нейропатии нарушения связаны, прежде всего со слуховым нервом. Такие пациенты могут реагировать даже на тихие звуки, но плохо понимают речь, особенно быструю. У детей со слуховой нейропатией речь развивается с задержкой и нарушениями или вообще не развивается без специальных занятий и слухопротезирования.
Невринома слухового нерва
Невринома или опухоль слухового нерва. Доброкачественная опухоль оболочки слухового нерва, разрастание которой приводит к сдавлению слухового нерва и, как следствие, глухоте. Как правило, такие пациенты нуждаются в хирургическом лечении по удалению опухоли.
Центральные расстройства слуха
Центральные расстройства слуха обусловлены повреждением подкорковых и корковых центров слуховой системы. Эти расстройства могут быть изолированными. Например, они характерны для некоторых пациентов с афазией после инсульта или черепно-мозговой травмы, детей с сенсорной алалией. Но центральные расстройства слуха могут выявляться у пациентов с тугоухостью вследствие повреждения во внутреннем ухе. Это характерно для пациентов с возрастной тугоухостью, пациентов с потерей слуха после черепно-мозговых травм, нейроинфекций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционные подходы к обучению глухих детей основаны на представлении, что глухой ребенок не может овладеть речью, слушая речь окружающих людей. Поэтому у ребенка с нарушенным слухом речь формируют, опираясь на сохранные органы чувств - зрение, тактильные и кинестетические ощущения. Ребенка обучают речи целенаправленно специалисты специальными методами в специальных учреждениях, где нет речевой среды. В настоящее время 2 группы традиционных методов обучения речи глухих детей, устные (oral) и жестовые (manual) методы, должны сменяться методами, основанными на развитии речи посредством слуха, поскольку современные кохлеарные импланты позволяют глухим детям воспринимать все звуки речи.
Описан «Слуховой метод» реабилитации детей с кохлеарными имплантами, разработанный в С-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. Цель «Слухового метода» - развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.
Исследования показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормально слышащих детей. Если же детям надеть аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.
Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Далее с такими детьми необходимы занятия с сурдопедагогом, имеющим навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. Устарело понятие, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1 - 2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом. Так как наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка. Сегодня специалисты владеют методами слухопротезирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.
От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормально слышащие дети.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этапы нормального развития слуха и речи в первые 2 года жизни
0-3 мес. вздрагивает от громких звуков
оживляется или успокаивается на голос матери
4-5 мес. поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, гулит с разной интонацией
6-10 мес. реагирует на свое имя, произносит отдельные слоги /па/, /ба/, /ма/
8-10 мес. начинает произносить разные согласные, последовательности слогов
начинает понимать простые слова «нет», «пока»
10-12 мес понимает простые просьбы («Где мама?», «Где мячик?»)
повторяет звуки и простые слова за взрослым
по просьбе показывает знакомые предметы
1 год произносит сам первые слова, реагирует на музыку ритмичными движениями
1.5 года выполняет простые инструкции («стой», «нельзя», «дай Лялю»)
регулярно пользуется 10 или более словами
2 года прибегает, когда вы зовете из соседней комнаты
по просьбе показывает различные части тела
использует двухсловные фразы типа «мама, дай!», «киса пить»
Слух не всегда остается нормальным и со временем может ухудшаться.
Если у вас есть сомнения, хорошо ли ваш малыш слышит и понимает речь, то незамедлительно обратитесь к врачу и проверьте слух вашего ребенка.
Диагностика слухоречевого развития детей раннего возраста:
• Анкета LittlEARS – анкета для оценки слухоречевого развития ребенка от рождения до 2 лет (Русифицированная версия разраб. Med-el, перевод профессора Королевой И. В.). https://www.azimut.su/hears.html (онлайн анкетирование)
• Русифицированная версия шкалы слуховой интеграции (IT-MAIS)
• Анкеты для развития, в том числе слухоречевого : KID для детей до 16 мес, RCDI для детей от 14 мес. до 3,5лет. https://eii.ru/doc/ques_kid.pdf, https://eii.ru/doc/ques_cdi.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Игры для детей раннего возраста (Королева И. В «Учусь слушать и говорить играя» : Сборник игр для развития слухо-речевого восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / Санкт-Петербург: КАРО, 2017. —
Игра «Угадай, что в бутылке»
Что развивает игра:
Умение узнавать источник звука на слух, слуховое внимание и память, пассивный и активный словарь (названия наполнителей, названия действий и др., слуховые образы звучаний разных наполнителей, произношение.
Оборудование:
2–12 непрозрачных бутылочек (например, из-под йогурта) одинаковой формы, материала и цвета, наполненные на 5–10% фасолью, монетами, гречневой крупой, мелкими камешками,
пластмассовыми пуговицами, водой, мелкими гвоздями, конфетами в целлофановых фантиках, песком. В трех бутылочках находятся по одному из предметов — одна пуговица, одна монета, одна конфета. Звуки, издаваемые при встряхивании бутылочек, отличаются громкостью звучания. Нужны также карточки с изображениями наполнителей и названиями наполнителей на обратной стороне.
Участники:
Взрослые (1–2, дети (1 и более).
Подготовка:
Участников знакомят со звучаниями наполнителей. Выясняют у детей: слышали раньше они эти звучания или нет; помнят их или нет; называют наполнители, читают названия наполнителей, написанные на карточках; соотносят названия с предметами-наполнителями.
Ход ИГРЫ
Ведущий называет образцы наполнителей, которые лежат на столе. Далее он встряхивает бутылочки, вызывая звуки, а затем меняет бутылочки местами так, чтобы дети не видели.
Инструкция:
«Послушай, угадай и назови, что в бутылке».
Участники при встряхивании бутылочки должны отгадать, что там находится, назвать наполнитель или показать соответствующую картинку.
УСЛОЖНЕНИЕ ИГРЫ
1. Увеличение числа бутылочек с наполнителями с 2 до 12.
2. Дети называют наполнители только по памяти, без карточек.
Варианты игры:
1. Игроку предлагается сравнить звук, издаваемый при встряхивании одной бутылки, со звуками при встряхивании других 2–5 бутылок и найти бутылку, издающую такой же
звук.
2. Игроку предлагается сравнить звук при встряхивании 4– 10 бутылок с разными наполнителями ( например: фасоль, монеты, пуговицы, камни, гвозди, содержащих один
или несколько предметов. Игрок должен определить/рассортировать бутылки в зависимости от количества предметов в бутылке. Предварительно детей знакомят со звуками, издаваемыми предметами при встряхивании бутылок, учат сравнивать их звучания. Сначала ребенок встряхивает бутылки с содержимым и запоминает звуки, затем определяет их только на слух.
Игра «Чей телефон?»
Что развивает игра:
Умение находить источник звука и узнавать его на слух, слуховое внимание и память, пассивный и активный словарь (звонит, телефон, мамин, папин, бабушкин, дедушкин, нашел, потерял и др., произношение.
Оборудование:
2–4 мобильных телефона (мамин, папин, бабушкин, дедушкин, брата или другого ребенка).
Участники:
Взрослые (1–2, дети (1 и более).
Подготовка:
Участников знакомят со звучаниями звонков (сигналами вызовов) телефонов разных владельцев. Называют, чьи это телефоны.
Ход ИГРЫ
Ведущий включает звонок одного из телефонов так, чтобы дети не видели.
Инструкция:
«Послушай, угадай, чей это был телефон». Участники должны отгадать, чей телефон звонил. Выигрывает тот, кто делает это быстрее.
УСЛОЖНЕНИЕ ИГРЫ
1. Увеличение числа телефонов с 2 до 4.
2. Участники должны определить по звучанию, чей это был телефон, и найти спрятанный звонящий телефон.
3. Одновременно звонят два телефона из 3–4.
4. Последовательно звонят два телефона из 3–4.
5. Участники должны назвать имена владельцев телефонов, звонки которых они слышали.
Игра «Кто придумает больше звуков?»
Что развивает игра:
Умение находить и узнавать на слух источник звука, слуховое внимание и память, пассивный и активный источник звука словарь (ключи, бумага, деньги, звенит, стучит,
шуршит, скребет, тихий, громко и др., произношение.
Оборудование:
Связка ключей, лист бумаги, металлическая банка с несколькими монетами, бубен и любые другие предметы, с помощью которых можно издавать несколько разных звуков. Например: шуршание бумаги, когда ее мнут, звук при разрезании бумаги ножницами, звук
при быстром и медленном разрывании бумаги и др.
Участники:
Взрослые (1–2, дети (1 и более).
Ход ИГРЫ
Ведущий выбирает один предмет и показывает его участникам. Затем все игроки закрывают глаза, а ведущий издает этим предметом звук. Например, он берет ключи и стучит ими по столу.
Инструкция:
«Послушай и покажи, как получился этот звук». Участники должны угадать и показать действие, с помощью которого ведущий издал звук. Тот, кто первый угадал, становится ведущим.
УПРОЩЕНИЕ ИГРЫ
Ведущий предварительно знакомит участников со звуками, которые можно создать с помощью этого предмета. Например, он берет ключи, стучит ими по столу, звенит полной связкой, скребет ключами по столу, стучит одним ключом по другому ключу, по столу и т. п.
УСЛОЖНЕНИЕ ИГРЫ
1. Ведущий не показывает остальным участникам, каким именно из 2–3 возможных предметов, он будет производить звук.
2. Увеличение числа возможных предметов с 2 до 4.
3. Последовательно производят два звука с помощью одного предмета.
4. Последовательно производят 2–3 звука с помощью одного или нескольких предметов.
5. Участники должны показать и назвать предмет и действие,
с помощью которого ведущий издал звук.
Игра «Услышал — беги»
Что развивает игра:
Умение различать звуки по громкости, слуховое внимание, слухо-моторную координацию.
Оборудование:
Бубен (можно заменить мобильным телефоном, пластиковой бутылкой с горохом/пуговицами или музыкальным инструментом, позволяющим издавать длительные звучания разной громкости). Вместо инструмента можно использовать голос — напевать любую песню или произносить гласный звук голосом разной громкости.
Участники:
Взрослые (1–2, дети (1 и более).
Инструкция:
«Слушайте. Если я буду тихо играть — идите медленно на носочках, если звук громкий — идите полным шагом, если звук очень громкий — бегите».
Вариант игры:
«Если я буду тихо играть — покажите движениями пальцев рук на столе, как вы медленно идете на носочках, если звук громкий — изобразите пальцами, как вы идете полным шагом, если звук очень громкий — изобразите, как вы бежите».
Ход ИГРЫ
Ведущий стучит в бубен с разной силой: тихо, громко и очень громко.
Участники слушают и выполняют соответствующие движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. М. : Издательский центр «Академия, 2005. 576 с.
2. Выготский Л. С. Психология. М. : Апрель-Пресс, 2000. 1008 с.
3. Галунов В. И. Акустическая коммуникация, речь и передача смысловой информации/ Звуковая коммуникация, эхолокация и слух. Л., Изд-во ЛГУ, 1979. С. 22-31.
4. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. М. : Просвещение, 1991. 159 с.
5. Королева И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. СПб. : С. -Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.
6. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб. : КАРО, 2009. 752 с. 2012г.
7. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М. : Просвещение,1991. 319 с.
8. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969. 214 с.
9. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1990. С. 564-565.
10. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. М. : Парадигма, 2010. 191 с.
11. Специальная педагогика/под ред. Н. М. Назаровой. Т. 3. Педагогические системы специального образования. М. : Издательский центр «Академия, 2008. 400 с.
12. Bender-Kober B., Hochlehnert H. Elternzentriertes Konzept zur Forderung des Spracherwerbs/ Handbuch zur Durchfuhrung von Elternworkshops. Dortmund, Borgmann Media, 2006.
13. Coninx F. Incidental/natural learning as a basis to learning to listen and learning by listening. How to implement it. Лекция в СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2009.
14. Estabrooks W. (Ed.) Auditory-verbal therapy for parents and professionals. Washington. DC : A.G.Bell, 1994.
15. Study guide for educational staff working with hearing impaired children/ Diller G. et all. Heidelberg, “JAKS”, 2005. 576 p.
16. Интернет-ресурсы по аудиологии:
• ЦАиС: www.audiology.ru
• СПб НИИ ЛОР: www.lorni.ru
• СПб Институт Раннего Вмешательства: www.eii.ru
• Аудиология онлайн: https://pro-audiologia.ru/