Марина Ушакова
Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Развитие фонематического слуха ребенка необходимо с раннего возраста. Логопед после осмотра воспитанников детского сада должен обратить внимание на фонематический слух каждого ребенка. Это лучше всего сделать в игре. Многие игры по развитию фонематических процессов носят комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словарного запаса, но и в активации высших психических функций (память, внимание, мышление, моторика). Они помогут детям распознать указанный звук в словах, определить место звука в слове, различить слова и формы слов, которые отличаются только одной фонемой.
Публикация «Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Использование дидактических игр в качестве одного из наиболее продуктивных инструментов обучения позволяет, во-первых, обучать детей весело, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического слуха организовывать деятельность ребенка, обогащает его новой информацией, активизирует умственную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате дети проявляют интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно использовать по-разному при обновлении речевого материала и включении в него дидактического материала многоуровневого характера.
Целесообразно провести звуковой анализ в следующей последовательности:
1. Скажи и послушай слово.
2. Найди ударный слог и произнесите слово по слогам.
3. Выдели первый звук полным словом, назовите его.
4. Пометь выбранный звук обычным значком.
5. Выбери голосом второй звук в слове, назови и опиши его.
6. Пометь выбранный звук обычным значком и так далее.
7. Подумай о слове? Какое оно?
Для успешного развития фонематического слуха воспитатель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей, тщательно продумывать и выбирать эффективные методы и методики преподавания, чтобы донести учебный материал до каждого ребенка.
Этапы коррекционной работы по развитию фонематического слуха.
Первый этап - распознавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучит».
Внимательно послушайте шум воды с ребенком, шелест газеты, звук ложек, скрип двери и другие звуки. Попросите ребенка закрыть глаза и угадать, как это звучит.
Игра «Волшебная палочка».
Взяв карандаш или палку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка издаст звук вазы, стола, стены. Тогда усложните задачу - ребенок с закрытыми глазами догадывается, какой предмет звучал.
Игра «Хлопок».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. К примеру, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В сложной версии ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап - различие речевых звуков по тембру, силе и высоте звука.
Игра «Громко».
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко, а когда тихо. Вы произносите слово громко, ребенок отвечает - тихо. Произнеси слово тихо, ребенок отвечает - громко.
Игра «Три медведя».
Ребенок догадывается, о каком из персонажей в сказке говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, меняя высоту голоса.
Третий этап - это разграничение слов с похожим звучанием [23].
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с похожими по звучанию словами (ком, лом, дом). Взрослый называет объект, а ребенок подбирает соответствующую картинку.
Игра «Что лишнего?».
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребенок должен хлопать, когда слышит другой (лишний) слог.
Четвертый этап - различение звуков.
Игра «Шутки – Минуты».
Педагог читает строки из стихов, намеренно заменяя буквы словами. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет ее.
1. Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
2. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.
3. Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.
Игра «Кто это?».
Комар пищит "зззз", жук жужжит "жжж", рычит тигр "рррр", змея шипит “шшш”. Взрослый издает звук, а ребенок угадывает, кто это делает или показывает соответствующую картинку.
Упражнение «Эхо»
Логопед бросает мяч и говорит, к примеру: «А-а-а». Ребенок ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Перечислите все гласные звуки.
Игра «С каким звуком начинается слово?»
Вы бросаете мяч ребенку и произносите слово, начинающееся с любой гласной буквы. Например, аист, оса, утка, эхо, лучше - с упором на первый гласный. Тогда ребенку будет легче его идентифицировать, а его матери - выделить его голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок ненадолго подумает, какой первый звук? Позвольте ему повторить слово несколько раз и, подражая вам, выделите начальную гласную. Затем четко произнесите это и верните мяч.
Игра «Какой звук спрятан в середине слова?»
Игра похожа на предыдущую, но гласная уже в середине слова: зал, жук, дом, сыр, мир и т. д. Внимание! Возьмите слова только с одним слогом.
Игра «Что за звук в конце слова?»
Правила одинаковы, в конце слов нужно искать только гласную: ведро, ножка, столы, возьми и т. д. Акцент снова падает на желаемый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например, «о», «е», меняют звук. Точно так же согласные можно различить. Чтобы поработать с ними, мы возьмем только первую и третью из игр, упомянутых выше («Какой звук начинается у слова?» И «Каков звук в конце слова?»). Условия для выбора слов одинаковы: звук должен звучать четко и не исчезать при произнесении. Слова могут быть: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, и т. д.
Игра «Какой звук во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, каждое из которых имеет одинаковый звук: шуба, кошка - и спрашивает ребенка, что это за звук во всех этих словах.
Игра «Звуки по кругу» (развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии субъекта).
Материал: коробка с небольшими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их вызове они могли слышать выработанный звук; коврики, 6 коробок: 3 - зеленые, 3 - синие.
Дети сидят в кругу. В центре круга на коврике находится коробка с предметами и 6 ящиками (зеленый для мягких звуков, синий для твердых звуков). Буквы наклеены на коробки: «н» - начало слова, «с» - середина слова, «к» - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают одну из игрушек (карточек) в коробке. Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит имя своей игрушки (карточка с изображением объекта) и определяет, где он слышит звук, прозвучавший ведущим: в конце, в середина, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробку.
Таким образом, чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа была не эпизодической, а системной, сложной. По результатам коррекционной работы родители отмечают значительные улучшения в развитии фонематического слуха каждого ребенка. Дети учатся слышать и исправлять ошибки в чужой и собственной речи, различать звуки в словах, слоги и ряды звуков; они практикуют способность различать на слух фонемы в соответствии с их акустическими характеристиками, дети формируют полное восприятие звуковой стороны речи.