Светлана Фомичева
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы помним, мы гордимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы помним, мы гордимся…»
Цель: Воспитание патриотических, нравственных качеств личности.
Привитие уважительного отношения к ветеранам, участникам ВОВ, пожилым людям.
Ход НОД
1 Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день, как ярко светит солнышко. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и солнышку и скажем «Здравствуйте» (проводится игра «рефлексивный круг»)
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Мы помним, мы гордимся“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы отправимся в трудное, но необыкновенно интересное путешествие. Мы как будто снова познакомимся с вашими прадедушками и прабабушками. Хотите полетать?
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда садитесь на военный самолет и мы отправляемся в далекое прошлое, в военное время. (Дети садятся в самолет и летят. Звучит музыка взлетающего самолета)
САМОЛЕТ
2. Основной этап.
Воспитатель : Ребята, послушайте небольшое, но такое значимое и веское
стихотворение. (слайд№8 на слайде изображения станицы Бриньковской)
Пусть будет мир (Н. Найденова)
Ребята, как вы понимаете это стихотворение?
Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в хорошее, мирное время. Над нами голубое небо, с нами рядом наши родные и близкие, нам ничего не угрожает. Мы ходим в замечательный, красивый детский сад. Вам нравится ваша жизнь?
(слайд №6 .На слайде изображение детского сада, игровых площадок)
Дети: Да! Конечно, нравится.
Воспитатель : Но так было не всегда. Чтобы сделать вашу жизнь мирной и спокойной, ваши прадедушки и прабабушки взяли в руки оружие, медицинские сумки, сели за штурвалы самолетов и в кабины паровозов и стали воевать. Я хочу показать вам портреты знаменитых полководцев, которые вели за собой наших солдат и матросов, рассмотрите и запомните их.
Давайте познакомимся теперь с нашими родными прадедушками и прабабушками, ведь вы, правнуки, родились в их семье и расскажите нам об их боевых подвигах.
Алина Душеба: (слайд№7 Портреты ветеранов, о которых рассказывает Алина)
Мой прапрадед со стороны мамы, Федоренко Иван Алексеевич родился в 1908г, а умер в 2000г, еще до моего рождения. Но мама и бабушка рассказывали мне, какой он был хороший человек Он был призван на фронт 15 мая 1942 года. Воевал на Волховском фронте. В боях был тяжело ранен осколком мины в марте 1943 года. Находился на лечении в эвакогоспитале и был комиссован по ранению. Получил инвалидность второй группы. Награжден одиннадцатью медалями и Орденом Отечественной Войны первой степени. Бабушка показывала мне эти медали и всегда плакала. Она говорила, что дедушка гордился тем, что защищал свою Родину.
А еще у меня есть прадедушка со стороны папы
Дыбля Аня: (слайд №8 Портреты Аниных прадедушек)
У меня тоже оба прадедушки воевали на войне, я хочу о них рассказать.
МОЙ ПРАПРАДЕД ЩЕРБИНА ГРИГОРИЙ ДМИТРИЕВИЧ родился в 1915 году в ст. Бриньковской. Когда началась Великая Отечественная Война,ему было 26 лет. У него уже была семья: жена и трое детей. Старший сын (усыновлен в 1933 году) - Щербина Иван Григорьевич, 1931 года рождения – мой прадед, средняя дочь – Щербина Раиса Григорьевна, 1936 года рождения и младший сын – Щербина Александр Григорьевич, 1938 года рождения.
Воевал пулеметчиком в стрелковой батарее в звании сержанта на черноморском побережье. Оборонял Крым, Керчь, Новороссийск. В 1942 году на «Малой земле» получил осколочное ранение в бедро. Полгода провел в госпитале, после чего его комиссовали и признали инвалидом. В 1943 году родилась еще одна дочь – Щербина Валентина Григорьевна. Награжден: Орденом Славы, 2-мя Орденами Отечественной войны и всеми юбилейными медалями.
Всю послевоенную жизнь проработал на костылях сторожем в колхозе «Бейсуг», ныне ОАО СС «Племзавод «Бейсуг». Умер в 1986 году в возрасте 71 год.
ДЫБЛЯ ИВАН ПРОКОФЬЕВИЧ, 1924 года рождения - родной брат моего прадеда Дыбля Петра Прокофьевича, 1928 года рождения. Родился в ст. Бриньковской. В семье было 11 детей. Когда началась Великая Отечественная Война, Ивану Прокофьевичу было 17 лет. На фронт ушел в 18 лет. Воевал в 351 дивизии в звании рядовой. Получил осколочные ранения в ноги. Имел награды. После войны работал в колхозе «Бейсуг» бригадиром садоводческой бригады. Умер 14.02.2009 года в возрасте 85 лет. Я горжусь, что мои предки были очень смелыми, отважными и трудолюбивыми.
Воспитатель : Ребята, а вы помните, когда мы с вами ходили в музей, то видели фотографии Аниных прадедов и Анюта с гордостью рассматривала их и слушала рассказ экскурсовода.
Дети: Да, мы помним этот стенд, там было много фотографий наших земляков и Анины прадедушки там тоже были.
БЕЗРОДНЯЯ АЛИНА: (СЛАЙД №9. ПОРТРЕТ ПРАБАБУШКИ АЛИНЫ)
Я ВАМ РАССКАЖУ О СВОЕЙ ПРАБАБУШКЕ СО СТОРОНЫ ПАПЫ. МНЕ ПОВЕЗЛО ЕЁ ВИДЕТЬ И СЛУШАТЬ ЕЁ РАССКАЗЫ О ТЕХ СТРАШНЫХ ВРЕМЕНАХ. МОЯ ЛЮБИМАЯ БАБУЛЯ ЖИВЕТ С НАМИ И ВСЕГДА НАПОМИНАЕТ, КАК ТРУДНО БЫЛО ЖИТЬ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.
Горбачева Вера Семеновна (в девичестве Рыбалко) родилась 28 августа 1925 года в станице Бриньковской. Когда началась война, прабабушке было шестнадцать лет. Все мужчины в станице ушли на фронт, остались только старики, женщины и дети. Прабабушка ездила рыть окопы для наших солдат. Прабабушка рассказывала, что в военное время было очень тяжело, не хватало еды и одежды, поэтому она рыла окопы в обуви, которую они сами делали. Моя прабабушка спасала раненных солдат.
Каждый год моей прабабушке Горбачевой Вере Семеновне приходят поздравления от президента страны и губернатора края. Я горжусь такими людьми, как моя прабабушка!
Воспитатель : Видите, ребята, не только мужчинам приходилось воевать на фронте, женщины помогали им всем, чем могли. Послушайте стихотворение:
РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ.
…Да разве об этом расскажешь - в какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла.
В то утро простился с тобою твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою осталась один на один.
Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счета-
Печали, труды и заботы пришлись на тебя на одну.
Воспитатель : Как вы думаете, трудно было женщинам в годы войны?
Дети: Конечно, трудно.
Шульга Соня: (слайд №10. Выписки из архивов, портрет прапрадедушки)
Мой прапрадедушка Мартыненко Иван Сергеевич. Я совсем не знала своего прапрадедушку со стороны мамы, потому, что он пропал без вести во время войны и наша семья ничего не знала о его судьбе. Но мама стала посылать запросы в архив, и на сайте «Поиск» мы нашли о нем очень сухие сведения, что погиб и похоронен он в районе украинского местечка Коровинцы, в братской могиле 11.09.1943 года. Выписка из архива-вот и все, что осталось нашей семье в память о нем.
Воспитатель : Ребята, вы видели в нашем Парке Победы братскую могилу?
Дети: Да, видели. (ответы детей)
Воспитатель : А вы видели, как много фамилий указано там?
Дети: да, мы удивились, что их так много.
Воспитатель : Вот в одной из таких братских могил, только далеко от нашей станицы, на Украине, похоронен и Сонин прапрадедушка, отдав свою жизнь за ваше счастливое мирное детство.
Давайте почтим их память минутой молчания
(звучит метроном, дети встают, и опустив голову слушают его молча)
Зеленский Илья: (слайд №10. Портрет прабабушки Ильи.)
Я вам расскажу о своей прабабушке со стороны мамы, которая воевала на фронте, вытаскивала раненых солдат с поля боя, была санитаркой. Кузнецова Мария Карповна, родилась 17 августа 1923 года в Волгоградской области. В детстве вместе с родителями переехала на Кубань. В 19 лет (с 20 августа 1942 года по 11 апреля 1943 год) была санитаркой 138 роты 46 Армии в звании ефрейтор. Награждена медалью «За оборону Кавказа». После войны окончила курсы бухгалтеров и работала бухгалтером, а впоследствии главным бухгалтером Бриньковского сельского совета.
Воспитатель : Ребята, мы с вами прослушали рассказы наших детей, просмотрели фотографии героев, рассмотрели слайды с фото, выписками из архива, медали и ордена участников войны. Как вы думаете, без их подвига могли бы мы сейчас здесь сидеть, играть, заниматься?
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель : Давайте с вами немного отдохнем и разомнемся, представим себя солдатами на параде.
Проводится физминутка «На параде»
Как солдаты на параде, стоят прямо, спина ровная
Мы шагаем ряд за рядом, шагают, высоко поднимая колени.
Левой — раз, левой — раз, продолжают шагать, выдерживая ритм.
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки — хлопают в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки громко топают на месте, увеличивая ритм
Громче и быстрей! ходьба на месте.
Воспитатель : (слайд№12 Портреты дедушек Фомичевой С. В.)
А я тоже хочу познакомить вас с моими дедушками, которые воевали на войне и мои дочери, их правнучки несли их портреты на празднике 9 Мая в Полку Бессмертных. В моей семье их память чтится всегда, их фотографии есть в нашем музее и мы видели их, когда были там.
Федоряка Владимир Петрович родился 18 ноября 1923 года, вырос в нашей родной станице в многодетной семье. Июнь 1941 года нарушил все планы. После 2 курса всех мальчиков отправили учиться на военные специальности. В ноябре 1942 года под станицей Шкуринской, защищая подступы к Ростову, молодые курсанты приняли первый бой. Этот бой мой дедушка помнил всю жизнь, было много убитых, раненых. Из молодых курсантов осталось в живых несколько человек. Моему дедушке повезло. Он остался жив. Освобождал Кавказ, воевал на «голубой линии». С боями прошел всю страну: Украину, Белоруссию, Прибалтику, вошел в Германию и встретил Победу недалеко от Берлина, на севере Германии. Мой дед был награжден медалями: «За взятие Кенигсберга», «За отвагу», «За победу над Германией», орденом «Боевого Красного Знамени», юбилейными медалями и знаками отличия.
После войны мой дедушка вернулся в родную станицу, работал шофером в колхозе, в детском доме, учителем труда в нашей школе. Моя семья всегда с трепетом и гордостью рассматривает его фотографии, хранящиеся в музее, память о нем всегда живет в наших сердцах.
(Показываю медали и ордена моих дедушек, рассказываю о них)
Воспитатель : Ребята, мы с вами побывали в далеком путешествии, но не по расстоянию оно далекое, а по времени. Вы как будто окунулись в те времена, когда ваши прадедушки были молодыми и здоровыми, сильными и храбрыми. А хотите и вы стать такими же сильными, ловкими, смелыми?
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель : Тогда возвращаемся в наше время, в нашу группу в свой любимый детский сад.
Физминутка «Самолет»
3 Итог (рефлексия)
Воспитатель : Ну вот, ребята, мы и дома, благодарю вас за интересное путешествие. Вы все прекрасно справились с заданием, рассказали о своих близких, воевавших на войне, узнали о других ветеранах. Вам понравилось наше путешествие?.(слайд №13 На слайде детский сад, игровая площадка)
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель : Что понравилось? Что удивило вас?
Что запомнилось больше всего?
Предполагаемые ответы детей : мы узнали о своих родных много нового и интересного, познакомились с историей семей наших друзей по группе, поняли, как важно было защищать родную землю от врага, чтобы сейчас мы могли мирно жить и ходить в детский сад.
Воспитатель : Как вы оцениваете наше занятие? Если вам очень понравилось, то возьмите красную звездочку, если не очень интересно было, то желтую, а если вы не узнали ничего нового, интересного, то белую звездочку.
(Дети выбирают звездочки и показывают их друг другу.)
Воспитатель : Вы все большие молодцы!