Дарья Степаненко
Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников.
2. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны.
3. Дать представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом.
Задачи:
1. Формировать знания об исторических фактах и явлениях.
2. Воссоздать образ бойца — героического защитника Родины.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование: ноутбук с интерактивной доской, мультимедийная презентация к занятию, фонограмма песен о войне, георгиевские ленточки на каждого ребёнка.
Ход образовательной ситуации:
Дети занимаются играми в группе. Педагог включает интерактивную доску, на которой воспроизводится ролик, (горящий вечный огонь). Заинтересованные дети подходят и спрашивают, что сейчас будут делать. Воспитатель говорит : «Человек может очень долго смотреть на горящий огонь», я предлагаю вам сегодня с помощью этого огня переместиться во времени, и попасть в прошлое. Готовы ли вы переместиться в прошлое? Тогда возьмитесь за руки и произнесите фразу «Раз, два, три в прошлое войди…».
1-й слайд презентации
Без объявления войны, рано утром 21 июня 1941 года на нашу страну, которая называлась тогда не Россией, а Союзом Советских Социалистических Республик, напала немецко - фашистская Германия. 2-й слайд
Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы, детские сады, больницы и жилые дома. Люди в нашей стране вели мирную жизнь, мечтали о светлом будущем и не хотели никакой войны. Но им пришлось в ней участвовать, потому что надо было защищать от врага своих близких и родных людей, свою Родину.
Воспитатель : Какие лица у людей на этой фотографии? Как вы думаете,
почему люди стоят такие задумчивые и озабоченные?
Ребята кого можно назвать защитникам отечества? (солдат, матросов, лётчиков) .
Да, все, те, кто защищал свою Родину от врагов.
Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только войны нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. 3-й слайд
А враг рвался к Москве. Немецкие генералы в бинокли рассматривали город, готовились к своему параду на Красной площади. Парад на Красной площади действительно состоялся, но не тот, который задумал Гитлер.
7 ноября 1941 года на Красной площади прошел традиционный военный парад советских войск. Прямо с парада бойцы уходили на фронт. Кто в пехоту, кто в артиллеристы, кто в танкисты. Именно в эти дни родилась крылатая фраза «Велика Россия, а отступать не куда: позади Москва!»
Воспитатель : Ребята, кто изображен на фотографии вместе с танкистами?
Какую пользу во время войны оказывали собаки?
Какие животные ещё приносили пользу людям?
Ребята подумайте и скажите, за что такой маленький мальчик-
солдат, мог получить медаль? 4-й слайд
Солдаты шли на смертельный бой, сражались, не жалея жизни. Но враг был силен, все ближе он продвигался к сердцу Родины – Москве.
Немецкое командование так обращалось к своим войскам : «Солдаты! Перед вами Москва! Все столицы континента склонились перед вами. Вам осталась Москва! Заставьте ее склониться, пройдите по ее площадям и улицам. Москва – это конец войны, отдых. Вперед!» И вот враг совсем близко подошел к нашей столице. 5-й слайд
Все жители Москвы готовились к обороне. Многие москвичи добровольцами уходили на фронт, а остальные, среди них было много детей, работали на заводах, они делали оружие, танки, бомбы, самолеты, гранаты. 6-й слайд
Воспитатель : Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди, стали героями.
Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети: это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель : А как называется человек, совершивший подвиг?
Дети: Герой.
Воспитатель : На войне воевали и простые солдаты, и их командиры. Зачем нужны командиры? Кто командует бойцами?
Дети: генералы, полководцы, офицеры.
Воспитатель : Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями. 7-й слайд
Во время великой отечественной войны одним из самых талантливых главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков. 8-й слайд
Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. Г. К. Жуков заслужил много боевых наград и медалей, был удостоен почётных званий. В Москве в честь этого героя названа улица: проспект Маршала Жукова. А на Красной площади ему установлен памятник.
Ребята, а каким должен быть герой?
Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.
Были на войне и короткие минуты отдыха. Тогда солдаты писали письма своим родным и близким. Писали на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. 9-й слайд
Между боями в моменты затишья бойцы пели песни, для них проводились концерты, в госпиталях для солдат выступали с концертами дети.
В годы войны было написано много песен, которые стали знаменитыми на весь мир. 10-й слайд
Во время войны советские солдаты спасали от голода и смерти не только наших русских детей, но и детей других национальностей. Однажды наш солдат спас от бомбёжки и немецкую девочку, и в честь этого подвига в городе Берлине воздвигнут памятник советскому солдату.
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен Рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
И сейчас, в Берлине под обстрелом
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
11-й слайд
Война длилась долгие четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией. Наши солдаты дошли до Берлина - столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы. Красное знамя водрузили на здание Рейхстага сержант М. Егоров и младший сержант Кантария.
Знамя Победы — это красное знамя, оно стало символом Победы. Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда. Знамя Победы вы можете увидеть во время праздничного парада у Вечного огня. 12-й слайд
Несмотря на тяжелую жизнь в дни, когда повсюду были разрушения, потери близких и родных, голод и страх, люди не теряли веры в победу. «Враг будет разбит, победа будет за нами» — эти слова звучали повсюду. И вот наступил тот день, когда по радио объявили об окончании войны. Страна ликовала! На улицах незнакомые люди обнимали друг друга, многие плакали от радости, пели, танцевали.
9 мая 1945года закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы! 13-й слайд
Воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну, а те, кто остались в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.
Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей. У каждого из них были родные и близкие. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце. По всей стране стоят памятники. 14-й слайд
Воспитатель : Как Вы думаете, что это за памятник? Как он называется?
Дети: Могила неизвестного солдата.
Воспитатель : А что значит Неизвестного? (ответы детей) Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боё в было очень много погибших: сотни, тысячи погибших. Войскам нужно было двигаться дальше, а погибших было так много, что даже не хватало времени вырыть могилу для каждого. Приходилось хоронить погибших солдат в одной братской могиле. У многих из них документы сгорали или разрывались в момент гибели. И нельзя было узнать ни фамилий, ни имён героев. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. А самый главный памятник неизвестному солдату находится в Москве, на Красной площади.
Там всегда горит Вечный огонь. А что он символизирует?
Ответы детей.
Воспитатель : Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Посмотрите внимательно на изображение Могилы неизвестного солдата. На гранитной плите у вечного огня есть надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В народе сложились образные выражения о Родине, о её защитниках.
Например: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
«Враг хотел пировать, а пришлось воевать».
«За правое дело стой смело».
Воспитатель : А какие пословицы вы знаете?
Дети: Родина-мать – умей её защищать.
Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет.
Родину любимую защищай, как мать родимую.
После окончания войны городу Москве и ещё, нескольким городам было присвоено почетное звание городов–героев это Киев, Новороссийск, Одесса, Керчь, Ленинград ныне Санкт-Петербург, Сталинград ныне Волгоград, Минск, Курск, Севастополь и другие. А другие города, где шли ожесточенные бои, получили почетное звание города Воинской славы.
Благодарные потомки увековечили имена героев. В их честь названы улицы наших городов.
15-й слайд
По традиции 9 мая в Москве проходит военный парад, люди поздравляют друг друга с Великой Победой, и в первую очередь тех, кто участвовал в войне, — ветеранов. Таких людей осталось уже очень мало. Большинство из них погибло на фронте. Кто-то умер позже от фронтовых ранений, кто-то просто от старости.
Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на полях сражений, и поздравляют тех, кто дожил до великого праздника. В их честь, в честь победы над фашистскими захватчиками во многих городах России дают праздничный салют.
16-й слайд
Всем нашим защитникам, ветеранам мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом.
Вечная им слава!
Память о всех погибших принято чтить минутой молчания. Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов. (Все встают, минута молчания) .
Воспитатель : ребята вот и окончилось наше путешествие в прошлое.
А в настоящем существует очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.
Воспитатель : Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают? Ответы детей.
Воспитатель : Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня я хотела бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили, о боевых подвигах ваших прадедов.
Воспитатели прикалывают детям георгиевские ленточки.
Тихо звучит песня «День Победы».