Тамара Осипова
Методические рекомендации по организации обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста.
Осипова Тамара Ивановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №350»
г. о. Самара
1. С чего следует начинать обучение шахматной игре?
Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны стать продолжением детских забав и игр. Какой либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение взрослыми.
Публикация «Методические рекомендации по организации обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
2. Обучать детей шахматам дома несколько сложнее, так как большое значение имеет и сама атмосфера детского коллектива. Но если не жалеть времени, каждый родитель может научить своего ребенка играть в шахматы. С чего начать? С игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Расскажите о них сказку, покажите на шахматной доске, где их домики, нарядите их, и ваш ребенок овладеет правилами передвижения фигур. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Не вызывает сомнений, что родители и педагоги в состоянии придумать для ребенка какие – то «около шахматные» игры, типа лото, пряток, смогут сделать вместе с ним простейшие, но занятые рисунки. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.
3. Оказывать помощь в игре малышам следует тактично, неназойливо. Очень важно, в процессе обучения игре, воспитывать привычку преодолевать трудности, строя занятия по дидактическим принципам: от простого – к сложному, от легкого – к более трудному, от известного – к неизвестному, время от времени внося в занятие элементы занимательности, новизны.
4. В домашних условиях значительно проще отыскать время на изучение игры, чем в детском саду, где режим дня очень плотен. Ведь пока специальных занятий в программе детского сада не предусмотрено. Но, тем не менее, воспитатели старших и подготовительных групп могут без особого ущерба для других занятий запланировать знакомство с шахматами как кружковая работа в вечерний отрезок времени по 25 – 30 минут.
5. С наступлением тепла шахматные занятия лучше проводить на открытом воздухе. Для этого желательно поставить на участке 3 -4 стола, чтобы одновременно могла играть вся группа, а при дождливой погоде заниматься на веранде. Хорошо, если в детском саду оборудована специальная шахматная комната, где есть детские шахматные столики с фигурами и магнитная демонстрационная доска. Если есть возможность, то неплохо хранить шахматные фигуры расставленными, на досках: фигуры меньше портятся и ломаются, но самое главное – они так манят, чтобы к ним прикоснулись, сыграли партию – другую.
6. Сам процесс обучения шахматам должен быть облачен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующее герои – ровесники дошколят : стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур; придумывание самими детьми шахматных загадок и т. п. Методы приемы варьируется, но в основном остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это условие, воспитатель постепенно приучает малышей видеть всю доску, а также отдельное поле, равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Нужно учить малышей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации…
7. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику постоянно меняют. Наибольшего эффекта удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое – то время пары могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения.
8. Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, заниматься другим. В этом случае повторное объяснение вовсе не обязательно. Просто кого – то можно пересадить, чтобы ребенок поиграл с другим партнером. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим ребенком. Часто такие подопечные быстро догоняют по классу своих юных тренеров, а бывает, что и обыгрывают. По мере того, как дети все больше овладевают азами шахматной науки, им предоставляется возможность сражаться на 64 – клеточной доске все чаще. Воспитатель, наблюдая за ходом игры и контролируя действия играющих, сосредотачивать внимание лишь на характерных ошибках, показывая их всем детям на демонстрационной доске.
9. Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например: «Дети, в шахматы играют, не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим». Чтобы привить детям устойчивый интерес к шахматам в детском саду нужно провести разные мероприятия: развлечения, занятия – забавы. Также дети любят играть в разные дидактические игры, эстафеты. Например: «Чудесный мешочек», «Шахматный теремок», «Королевство шахмат». Также можно загадать детям загадки про шахматные фигуры. Такие дидактические игры, загадки, стихи повышают интерес к шахматам, внося оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой. При загадывании загадок о шахматных фигурах можно попросить детей помочь фигурам найти свои места на шахматной доске. Маленькие дети любят фантазировать в рисунках и лепке. Творчество детей обязательно нужно похвалить.
Использованная литература:
1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1995;
2. Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. М., Знание, 1991;
3. Макарычев С. Ю., Макарычева М. И. От А до… М., Просвещение, 1995;
4. Сухин И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет. М. ,Прогресс, 1998