Ольга Воробьева
Методические рекомендации «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Пение – один из ведущих видов детского исполнительства.
Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.
В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.
Публикация «Методические рекомендации „Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, пение положительно влияет на физическое развитие детей, улучшает детскую речь.
Певческая деятельность исследовалась Н. А. Метловым, А. Д. Войновой, Н. А. Ветлугиной, А. Катинене и др.
Цель и задачи певческой деятельности :
Основная цель – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности
2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм музыкальной деятельности детей.
Песенный репертуар включает в себя:
- упражнения для развития певческого голоса и слуха;
- песни для различных видов музыкальной деятельности
Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель – развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет узкую задачу (развитие дыхания, развитие дикции и т. д.)
Важна последовательность упражнений:
Дикция и артикуляция – дыхание – звукообразование – расширение диапазона- звуковедение
Дикция и артикуляция (в начале учебного года). Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи, затем – для выравнивания гласных и слогов с согласными.
Методы и приемы : выразительное чтение текста, разъяснение смысла незнакомых слов, чтение текста шепотом, упражнения.
Певческое дыхание. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным. Сначала пение двухтактовых попевок в среднем темпе в размере2/4, затем фразы удлинняются.
Методы и приемы : показ и разъяснение.
Звукообразование. (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое). Развитие у детей «мягкой атаки звука»
Методы и приемы : образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, прием сравнения звучания с музыкальным инструментом.
Для развития певческого диапазона используются те же упражнения, но транспортированные в другие тональности.
Вокальные навыки приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль)
Чистота интонации – самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Методы и приемы : настройка на первом звуке песни, восприятие детьми мелодии с голоса (пение одной мелодии педагогом, исполнение мелодии на разных инструментах, разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе, начинать разучивать песню с более простых фрагментов (припев, моделирование (показ движения звуков рукой, дидактические игры, транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность, систематическое повторение повторение выученных песен с сопровождением и без него, слушание песен в качественном исполнении
Причины нечистого интонирования: слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат, низкий диапазон звучания голоса.
Чувство ансамбля так же требует слухового внимания. Для этого важно петь негромко, в среднем темпе.
Методы и приемы : пение небольшими группами и соло, индивидуальные занятия, рассаживать нечисто интонирующих детей впереди, а чисто интонирующие – за ними; показ педагогом момент вступления (Н. А. Метлов)
Песни
Песни без сопровождения. Пение небольшими подгруппами или индивидуально с поддержкой голоса взрослого.
Основная цель – развитие чистоты интонации.
Песни с сопровождением
В старших группах инструментальное сопровождение может только частично дублировать мелодию (в младших - полностью). Используются песни со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом различного характера.
Песни для сопровождения движений (хороводы)
Пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями, поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера. Хороводы имеют простую мелодику, они легче песен с сопровождением.
Песни для игры на музыкальных инструментах. Этот репертуар предназначен для средней и старшей групп. Цель этих упражнений – познакомить с инструментом. Пение играет второстепенную роль.
Пение в музыкально-образовательной деятельности.
Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть использован в обучении основам музыкальной грамоте. Даются сведения о средствах музыкальной выразительности (динамика, темп, ритм и т. д.)
В старшем дошкольном возрасте используется разнообразный песенный репертуар, в темпе от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Сила звучания детских голосов умеренная, т. к. голосовые связки еще не сформированы
Для поддержания интереса к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания.
В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях
Этапы обучения пению
Первый этап. Знакомство с песней
Методы : наглядный, словесный
- выразительное исполнение песни педагогом
- пробуждение интереса к песне, желания ее выучить
- беседа с детьми о характере, эмоционально-образном содержании песни
Второй этап. Разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.
Методы : Наглядный, словесный, практический (основной).
На этом этапе большую роль приобретают упражнения.
Вначале дети учатся по подражанию, поэтому важен показ педагога приемов исполнения.
Упражнения даются как распевание (перед пением песен)
Упражнения, данные в игровой форме, помогают приобрести певческий навык не снижая интереса детей к песне (Это мелодии из фольклора, подражания голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки)
Третий этап. На третьем этапе песни повторяются. Дети поют в свободной деятельности, включают в игры.
Список использованной литературы
Ветлугина Н. А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г.
Емельянов В. В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 1999 г.
Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2014, Тарасова К. В. «О развитии детского певческого голоса» с. 10-14
Метлов Н. А. ''Музыка детям'', М., ''Просвещение'', 1985 г.
Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.
Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 1998.