наталья наталья
Методические рекомендации по оптимизации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по оптимизации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
I Активизация методов музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Публикация «Методические рекомендации по оптимизации музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально- эстетическое развитие ребёнка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность.
Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные методы общей музыкальности дошкольника, которые ещё очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.
Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим. Знания и навыки, приобретённые детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решить воспитательные задачи общего и музыкально- эстетического развития.
Методы обучения понимаются как взаимоотношения педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребёнку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развитию музыкальных способностей.
В таблице 1 охарактеризованы задачи развития музыкальных способностей при использовании активных методов обучения.
Таблица 1
№
п/п Задачи развития музыкальных способностей Методы обучения
1 Развитие эмоционального отклика на музыку Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений
2 Развитие музыкально- сенсорных способностей Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических) их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств;применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально- дидактических игр с сенсорными заданиями
3 Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций Упражнение в определении двух различных по высоте музыкальный звуков движения мелодии (вверх- вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности
4 Развитие чувства ритма Упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)
5 Развитие музыкальной памяти Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам
6 Развитие музыкального творчества Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах, движений; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества
Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.
В системе деятельности музыкальных руководителей одним из основных является- метод убеждения средством музыки.
II Метод убеждения средствами музыки
Процесс воспитания в этом случае- непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживание и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.
Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, что такое её хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т. д. Известно, что эстетические переживания составляют единства эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организации целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.
Музыка - «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживания детей.
Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.
Осмысленное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащает впечатлениями.
III Метод приручения и упражнения.
Этот метод стимулирует дошкольников к развитию творческой активности в музыкальной деятельности.
Чтобы развить эстетическое развитие отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образцами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно- из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащают чувства прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.
IV Словесный метод
Словесный метод в дошкольной педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также не заменим. Музыкальный руководитель организует внимание детей, передаёт им определё нные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментов, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать её более образным, осмысленным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение- таковы разновидности этого метода в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки.
Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В беседе с детьми о музыке важно определить её характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких выразительных средств музыкальной выразительности создан образ.
Яркая, живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворении в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания, когда дети прочувствовали характер музыки.
Если в стихотворении содержатся образные поэтические выражения и слова, близкие музыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.
Применение сказочного сюжета знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
V Методические приемы
Методы обучения тесно связаны с методическими приемами.
Прием это часть метода и выполняет примем вспомогательную роль. Приемов много, и каждый музыкальный руководитель выбирает наиболее эффективные.
Приемы различаются в зависимости от того, чему учит педагог- пению, слушанию, игре, танцу и кого учит младших или старших дошкольников.
Разнообразные приемы призваны воспитывать у детей сознательное отношение к процессу обучения и вместе с тем побуждать к эмоциональному отклику на все происходящее.
В дошкольной дидактике подчеркивается значение методических приемов, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности. Эти приемы используются также и в слушании музыки, когда педагог побуждает детей к высказыванию о музыке, к правильным, интересным замечаниям Самостоятельность детей может проявляться и в исполнении заданий, в поисках способов их решения. Целесообразны приемы, направленные на развитие слухового самоконтроля, на оценку качества исполнения другими детьми.
Самостоятельные действия детей не исключают показа приемов исполнения. Даже при обучении взрослых музыке наряду с объяснениями иногда применяется показ отдельных приемов. Тем более это необходимо в процессе обучения дошкольников- сравнить звучание напевной или подвижной пес ни, помочь правильно воспроизвести трудную мелодию, показать отдельные движения в танце, характерную особенность музыкально-игрового образа.
Методы обучения и методические приемы теснейшим образом связаны между собой. Методы указывают на те способы, которыми педагог передает, а ребенок усваивает музыкальный материал, необходимые исполнительские навыки, приобретает умение самостоятельно действовать. Методические приемы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими музыкальный руководитель имеет возможность про явить свое педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.