Павлова Василиса Васильевна
Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка.
Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Так как выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Публикация «Методические рекомендации „Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо :
- объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья.
Вот почему в детском саду и дома следует:
-воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
-способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;
-знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
-учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
-учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОО в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка.
В работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью должны находиться :
-семья, включая всех ее членов и условия проживания;
-дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя :
1. Рациональный режим - распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
-Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
-Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
-Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
-Формирование культурно-гигиенических навыков.
-Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
-Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Правильное питание - от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
- Обеспечение баланса;
- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
- Соблюдение режима питания.
Рациональное питание оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
3. Рациональная двигательная активность - активная двигательная деятельность, положительно воздействует на здоровье и физическое развитие ребенка.
4. Закаливание организма – положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния –психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольников, индивидуальны подход с учетом их личных особенностей, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты, дети:
-спокойны;
-активны;
-отсутствует плач, возбуждение;
-спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан :
-с формированием привычки к чистоте;
-c соблюдением гигиенических требований;
-с подвижным образом жизни;
-представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
Формирование представлений о здоровом образе жизни осуществляется в процессе:
-занятий;
-режимных моментов;
-прогулки;
-в игре;
-в трудовой деятельности.