МААМ-картинки

Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Юлия Сергеева
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по организации

коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, реализующих широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. [16;с. 18]

В детских садах комбинированного вида организуются смешанные группы, реализующие интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР, вместе с нормально развивающимися детьми.

Публикация «Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» размещена в разделах

Организация коррекционно-развивающей работы в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в три этапа: диагностико-прогностический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности:

• комплексную психолого-педагогическую диагностику;

• разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с детьми;

• разработку плана и сценария осуществления коррекционно-развивающей работы совместно с педагогами и родителями, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с нетипичными детьми:

• диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности ребенка;

• диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующей группы, членом которой он является;

• диагностика и коррекция осуществляются на всем протяжении работы;

• диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, то есть дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей.

Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных, при этом основными целями психолога и педагогов в работе с данной категорией детей являются : обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка; целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей; стимулирование его развития и саморазвития. Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий (примеры их использования представлены в пособии). Поскольку технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование воспитательно-образовательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностико-прогностическом этапе.

Для детей с ЗПР можно рекомендовать следующие игры [см. таблицу 2] :

Таблица 2. Игры для детей с ЗПР

Вид игры

Описание

Примеры игр

Куклыи картинки

С их помощью нужно научить ребенка придумывать интересные истории или разыгрывать диалоги, опираясь на ваши подсказки, наводящие вопросы или заранее составленный вместе план.

«Читаем картинки», «Кукольный театр», «Три медведя» и др.

Эти забавные животные

Детские игры с лошадьми, кошками, собаками и другими животными (конечно, в первую очередь игрушечными) стимулируют речевую активность малышей, учат их примерять на себя разные роли, при этом описывая все свойства и особенности предложенного животного.

«Зоопарк», «Питомец», «Я - котенок» и др.

Шарики, кубики, треугольники

Они помогут детям научиться выстраивать ассоциации и замещать хорошо известные вещи или людей обычными шарикамии кубиками, разыгрывая с их участием сказки или придумывая, как еще можно использовать эти предметы.

«Разберись с шариками», «Пирамида», «Волшебные предметы» и др.

Детские игры с залом

Такие игры особенно хорошо воспринимаются детьми, так как участвовать предстоит не самостоятельно, а в компании сверстников. А значит, можно не бояться неловкости и стеснения, да еще и, возможно, получать полезные подсказки. Такие развлечения предполагают либо хоровые ответы, либо, напротив, построены в виде простейшего конкурса-викторины.

«Повторяшки», «Ассоциации», «Угадай-ка» и др.

Как видите, игры для детей с ЗПР несут в себе не только задачу развеселить и увлечь малышей, но помогают им лучше освоиться в окружающем их мире, адаптироваться к нему и лучше узнать то, что их окружает. [18]

Так же можно предложить коррекционные игры для детей с ЗПР :

Игры на коррекцию и развитие внимания.

Игра «Что изменилось?»

Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок (2 предмета) и ответить на вопрос, что изменилось?

Игра «Найди такой же предмет»

Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие умения зрительно «перемещать» объекты.

Оборудование: схема лабиринта (различные варианты).

Содержание: психолог показывает ребенку лабиринт и просит его «провести» по нему взглядом нарисованный объект. При затруднениях ребенок пользуется указкой.

Игра «Магазин»

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», Игрушки» и т. д.

Игра «Запомни и найди»

Для игры необходимы таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Покажите ребенку на 5-10 с. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же – с геометрическими фигурами.

Игры на развитие образного мышления, формирование мыслительных операций

Игра «Собери бусы в гирлянды»

Предложите соединить бусы в гирлянды, обращая внимание на чередование по цвету бус, после того, как взрослый прочитает стихотворение:

Шел по лесу Дед Мороз мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней, шел по лесу восемь дней,

Он по бору проходил – елки в бусы нарядил.

В эту ночь под Новый год он ребятам их снесет.

Игра «Четвертый лишний»

Требуется серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать.

Игра «Угадай животное»

Психолог спрашивает у ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как….; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как… и т. д.». При затруднениях у ребенка назвать животное, можно воспользоваться картинками.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 14:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД