Юлия Сергеева
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации
коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, реализующих широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. [16;с. 18]
В детских садах комбинированного вида организуются смешанные группы, реализующие интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР, вместе с нормально развивающимися детьми.
Публикация «Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Организация коррекционно-развивающей работы в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в три этапа: диагностико-прогностический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности:
• комплексную психолого-педагогическую диагностику;
• разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с детьми;
• разработку плана и сценария осуществления коррекционно-развивающей работы совместно с педагогами и родителями, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с нетипичными детьми:
• диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности ребенка;
• диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующей группы, членом которой он является;
• диагностика и коррекция осуществляются на всем протяжении работы;
• диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, то есть дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей.
Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных, при этом основными целями психолога и педагогов в работе с данной категорией детей являются : обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка; целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей; стимулирование его развития и саморазвития. Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий (примеры их использования представлены в пособии). Поскольку технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование воспитательно-образовательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностико-прогностическом этапе.
Для детей с ЗПР можно рекомендовать следующие игры [см. таблицу 2] :
Таблица 2. Игры для детей с ЗПР
Вид игры
Описание
Примеры игр
Куклыи картинки
С их помощью нужно научить ребенка придумывать интересные истории или разыгрывать диалоги, опираясь на ваши подсказки, наводящие вопросы или заранее составленный вместе план.
«Читаем картинки», «Кукольный театр», «Три медведя» и др.
Эти забавные животные
Детские игры с лошадьми, кошками, собаками и другими животными (конечно, в первую очередь игрушечными) стимулируют речевую активность малышей, учат их примерять на себя разные роли, при этом описывая все свойства и особенности предложенного животного.
«Зоопарк», «Питомец», «Я - котенок» и др.
Шарики, кубики, треугольники
Они помогут детям научиться выстраивать ассоциации и замещать хорошо известные вещи или людей обычными шарикамии кубиками, разыгрывая с их участием сказки или придумывая, как еще можно использовать эти предметы.
«Разберись с шариками», «Пирамида», «Волшебные предметы» и др.
Детские игры с залом
Такие игры особенно хорошо воспринимаются детьми, так как участвовать предстоит не самостоятельно, а в компании сверстников. А значит, можно не бояться неловкости и стеснения, да еще и, возможно, получать полезные подсказки. Такие развлечения предполагают либо хоровые ответы, либо, напротив, построены в виде простейшего конкурса-викторины.
«Повторяшки», «Ассоциации», «Угадай-ка» и др.
Как видите, игры для детей с ЗПР несут в себе не только задачу развеселить и увлечь малышей, но помогают им лучше освоиться в окружающем их мире, адаптироваться к нему и лучше узнать то, что их окружает. [18]
Так же можно предложить коррекционные игры для детей с ЗПР :
Игры на коррекцию и развитие внимания.
Игра «Что изменилось?»
Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок (2 предмета) и ответить на вопрос, что изменилось?
Игра «Найди такой же предмет»
Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия.
Игра «Лабиринт»
Цель: развитие умения зрительно «перемещать» объекты.
Оборудование: схема лабиринта (различные варианты).
Содержание: психолог показывает ребенку лабиринт и просит его «провести» по нему взглядом нарисованный объект. При затруднениях ребенок пользуется указкой.
Игра «Магазин»
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», Игрушки» и т. д.
Игра «Запомни и найди»
Для игры необходимы таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Покажите ребенку на 5-10 с. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же – с геометрическими фигурами.
Игры на развитие образного мышления, формирование мыслительных операций
Игра «Собери бусы в гирлянды»
Предложите соединить бусы в гирлянды, обращая внимание на чередование по цвету бус, после того, как взрослый прочитает стихотворение:
Шел по лесу Дед Мороз мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней, шел по лесу восемь дней,
Он по бору проходил – елки в бусы нарядил.
В эту ночь под Новый год он ребятам их снесет.
Игра «Четвертый лишний»
Требуется серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать.
Игра «Угадай животное»
Психолог спрашивает у ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как….; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как… и т. д.». При затруднениях у ребенка назвать животное, можно воспользоваться картинками.