Наталья Чалапко
Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога в системе образования: «Педагогические работники обязаны…осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
Публикация «Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ» размещена в разделах
Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10ю2013) включает требования к структуре основной образовательной программы дошкольной организации, ее объему; условиям реализации программы, результатам освоения программы.
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их Положением о рабочей программе.
Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности детей данной группы. Это именно такой документ, который, будучи единым, учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Рабочая программа педагога разрабатывается на основе основной образовательной программы учреждения и выбранных и/или разработанных им самостоятельно парциальных образовательных программ, технологий, методик, других форм организации образовательной работы с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития детей, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Таким образом, рабочая программа педагога – это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе дошкольной организации, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
Цель рабочей программы – планирование, организация, управление образовательно-воспитательным процессом.
Задачи рабочей программы – определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции.
Нормативная функция. Рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения материала воспитанниками.
Информационная функция позволяет получить представление о содержании, целях, последовательности изучения материала по образовательной области (образовательным областям, направлениям работы).
Методическая функция определяет используемые методы и прием, образовательные технологии.
Организационная функция определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагога, воспитанников, родителей дошкольников, использование средств обучения.
Планирующая функция. Рабочая программа ориентируется на целевые ориентиры, возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Составитель рабочей программы может самостоятельно произвести следующие действия.
1. Составить перечень изучаемых тем, понятий в рамках образовательной области, направления работы. Не превышая при этом предельно допустимые нагрузки, рекомендуемые СанПинНом.
2. Раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования и примерной программе, с той степенью конкретизации, которая отвечает реальным условиям.
3. Устанавливать последовательность изучения учебного материала (например, с учетом структуры используемого учебно-методического комплекта).
4. Корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоения материала воспитанниками, с учетом материально-технической базы.
Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия.
Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.
По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к использованию» или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь следующую структуру.
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с ФГОС ДО.
4. Информационно-методическое обеспечение.
В приложении к программе могут быть представлены конспекты занятий, сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей и т. п.
Титульный лист включает полное наименование образовательной организации (В соответствии с Уставом, наименование, срок реализации программы, возрастную категорию детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления программы.
Пояснительная записка содержит обоснование актуальности программы с точки зрения современного развития дошкольного образования, нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, теоретические основы программы, обоснование специфики отбора содержания программы, указание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В пояснительной записке необходимо указать цели и задачи, реализуемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательной организации. Необходимо написать инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания предлагаемой рабочей программы, а также условия для реализации программы, раскрывающие особенности организации педагогического процесса. Необходимо поместить информацию об используемых образовательных технологиях. Целесообразно указать временную продолжительность реализации программы.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями включает учебно-тематический план рабочей программы, где фиксируется почасовое распределение содержания с указанием времени, отводимого на изучение разделов, тем. Содержание рабочей программы можно представить в виде комплексно-тематического планирования деятельности с детьми в конкретной возрастной группе, системы физкультурно-оздоровительной работы, модели календарного планирования.
Информационно- методическое обеспечение программы предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым материалом, методической литературой, техническими и иными средствами обучения.
Разработчиками рабочей программы могут быть как авторские коллективы, так и отдельные педагоги детских садов.
Список использованной литературы:
1. Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М. :ТЦ Сфера,2015.
2. Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы. Сост. Н. В. Нищева – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-320 с.