Ольга Яганова
Проект рабочей программы «Театр — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ.
Данная программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, программой «Театрализованные занятия в детском саду» автор Маханева М. Д., а также по запросам родителей воспитанников МДОУ № 1 «Алёнушка».
Публикация «Проект рабочей программы „Театр — детям“» размещена в разделах
Программа «Театр и дети» направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, поддержание интереса к познанию, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, проявление личностных качеств, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
Программа обеспечивает социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель
• развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Основные задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Дидактические принципы организации театрализованной деятельности
с детьми дошкольного возраста:
• Принцип психологической комфортности.
Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
• Принцип творчества.
Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
• Принцип целостного представления о мире.
Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
• Принцип вариантности.
Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задач.
Программа составлена с учетоминтеграции:
:
«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
«Речевое развитие» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Основные направления программы :
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Методы реализации программы
1. Практические.
• Создание предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
• Театрализованная деятельность, театрализованные игры.
• Создание и центров «Театра» в группах ДОУ.
• Создание творческих проектов.
2. Словесные.
• Беседы.
• Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений.
• Дидактические игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Развлечения.
• Моделирование ситуаций.
• Консультации.
• Наблюдения.
3. Наглядные
• Организация выставок, конкурсов.
• Рассматривание иллюстраций.
• Информационные стенды.
• Театрализованная деятельность.
Содержание программы
Театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут «Театральная пятница». Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина или коней учебного года) и, главное, от задач, которые ставит педагог.
Содержание театрализованных занятий включает себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Форма организации занятий по театрализованной деятельности :
- теоретические:
• Занятия.
• Игры - занятия.
• Игры - загадки.
• Занятия - путешествия.
• Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий).
• Беседы с детьми о театральном искусстве.
- практические:
• Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
• Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
• Игровые занятия,
• Игры – драматизации,
• Детско-взрослые проекты,
• Литературные викторины
• Игры, упражнения, этюды.
Оборудование предметно – пространственной среды.
«Центр Театра»
1. Настольны театр игрушек.
2. Детские костюмы для спектаклей.
3. Взрослые костюмы для спектаклей.
4. Элементы костюмов для детей и взрослых.
5. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
6. Ширма для кукольного театра.
7. Музыкальный центр, видеоаппаратура
8. Медиотека (аудио - и CD диски).
9. Декорации к спектаклям
10. Методическая литература.
Перечень основных средств обучения.
• Телевизор (просмотр телепередач с родителями)
• Ноутбук
• Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
• Музыкальный зал
• Звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр
• Декорации
• Театральные костюмы
• Маски
• Мягкие игрушки
• Ширма
• Фотографии, картинки, иллюстрации.
• Атрибуты к играм.
• Художественная литература.
• Дидактические игры.
Ожидаемые результаты:
Предполагаемые умения и навыки к концу дошкольного возраста
дети должны уметь:
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
должны знать:
- некоторые виды театров,
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном.
должны иметь представление:
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов, кукол.
- о правилах поведения в театре.
Заключение.
Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена программа «Театр детям».
Театрализованная деятельность детей и взрослых, в рамках реализации Рабочей Программы.