Людмила Бочкаева
Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
(пошаговое предписание)
Шаг 1. Определите возрастную группу.
Шаг 2. Определите тему в соответствие с календарно-тематическим планом.
Содержание деятельности детей.
Шаг 3. Определите содержание деятельности детей. Укажите дидактические единицы как краткую формулировку области познания (те представления, которые вы формируете у детей и которые реализуется детьми в предлагаемой вами деятельности).
Публикация «Методические рекомендации по проектированию конспектов, Совместная деятельность педагога с детьми» размещена в разделах
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей.
Шаг 4. Определите реализуемый детьми вид интегрированной деятельности, конкретизируйте (укажите в скобках) все разновидности представленных видов детской деятельности.
Задание для совместной деятельности детей.
Шаг 5. Разработайте содержание заданий для совместной деятельности детей, сформулируйте задания детям, используя глаголы (н-р, «постройте», «решите», «сочините» и пр.). Важно указать действие, которое должен совершить ребенок и конкретизировать содержание. Например. 1. Составьте рассказ по картине «…». 2. Проанализируйте содержание картинки и рассказать, какое правило нарушили дети. 3. Придумайте загадку о предмете. 4. Опишите предмет.
Шаг 6. Определите способ предъявления задания детям и способ презентации детьми результатов совместной работы. При этом следует четко представлять тот материал, который позволят реализовать этот способ.
Представьте шаги 5 и 6 в разделе «задание для совместной деятельности детей».
Интеграция задач ОО.
Шаг 7, 8. Сформулируйте образовательные задачи, которые будут решаться в ходе соответствующих разновидностей детской деятельности, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ.
Материалы для деятельности детей.
Шаг 9. Определите и перечислите материалы и оборудование, которое будет использоваться в ходе совместной деятельности, в соответствие с предложенным подходом: стимульный материал; материалы для деятельности детей (материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей); дидактический материал; оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД.)
Шаг 10. В соответствие с предложенными этапами совместной деятельности (мотивациионно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) продумайте и опишите особенности действий педагога и детей, соблюдая принцип взаимообусловленности и взаимосвязи действий (бинарности).
Методы и приемы.
Шаг 11. Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации, которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами задач.
Например. 1. Беседа по картине. Вопросы для беседы: 1. … 2. … 3. … 4. … 2. Анализ проблемной ситуации. Описание ситуаций: … 3. Предъявление детям алгоритма составления загадки. 4. Напоминание детям плана описания предмета: 1. … 2. … 3. …
Методы должны быть представлены тремя группами:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :
методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция) :
– вводная беседа (информационного характера,
– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей,
– создание ситуации успеха,
– демонстрация нового объекта,
– демонстрация игрового персонажа,
– появление персонажа (в исполнении взрослого,
– создание проблемной ситуации;
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности :
– постановка диагностической задачи,
– предвосхищающее поощрение,
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности :
– словесные (рассказ, беседа, чтение,
– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение,
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов,
– практические (упражнение, поручение,
– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– коллективный смотр,
– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т. п. ,
– рефлексия деятельности.
Примерное содержание компонентов развивающей предметно-пространственной среды
Стимульный материал:
– объявление (устное, письменное, видео и др.,
– реклама (устная, письменная,
– приглашение к участию (персональное, командное, письменное, устное,
– пригласительные билеты зрителям-болельшикам (персональные, групповые,
– призы победителям (грамота, памятный подарок и др.)
– журнал или газета, созданные ребятами из другого детского сада,
– письмо, в котором ребята из другого детского сада рассказывают о своей редакции,
– бейджики (символами обозначены должности сотрудников редакции, например, микрофон – корреспондент, фотоаппарат – фоторепортер, ручка – редактор и т. п. ,
– сценарий,
– плакаты с тематикой выставки,
– символика клуба (эмблема, гимн, значки, галстуки, бейджи,
– бонусы (карточки, стикеры и др.).
Материалы для деятельности детей :
1) материалы для представления результатов деятельности
– карты-задания для практической деятельности (дорисовывание, вкладывание, зачеркивание, соединение по точкам и др. ,
– маршрутный лист (на котором отмечаются результаты выполнения заданий маршрутной игры, путешествия,
– стенды (магнитная доска) для рисунков,
– полки или столы для поделок,
– экран самооценки,
– оценочные листы для жюри, экспертов,
– маркерная доска (для фиксирования идей,
– витражи.
2) материалы для преобразования и трансформации
– игры (лото, разрезные картинки, домино и др. ,
– макет издания газеты или журнала,
– буклеты, листовки,
–природные, подсобные материалы,
– головоломки,
– наборы картинок для иерархической классификации,
– логические таблицы,
– карты для ориентирования.
3) материальные средства для деятельности детей
– аудиозаписи (музыкальные произведения по мотивам литературных произведений, декламация литературных произведений, звукозапись заданий и др.,
– видеозаписи (фрагменты литературных постановок, видеозапись задания и др. ,
– письменные принадлежности (карандаши, краски, мелки, фломастеры, листы бумаги, ватман, ножницы, клей, кисти и др. ,
– элементы костюмов,
– иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, фотографии, иллюстрации, репродукции и др. ,
– книги (с текстами произведений, познавательные и др. ,
– тексты (задания, пословицы, отрывки из произведений, зачины для сказок и др. ,
– манекены,
– атрибуты для игровой деятельности (театрализованная игра игра-драматизация,
– музыкальные инструменты (барабаны, дудки, трещетки,
– инструменты, предметы для трудовой деятельности (грабельки, лопатки, веники, совочки, лейки и т. п. ,
– спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки0 эстафетные палочки, флажки и т. п.)
– материалы для поделок (пластилин, природный и бросовый материал и пр. ,
– конструкторы различной комплектации,
– коллекции,
– шашки, шахматы.
Оборудование для деятельности детей (техническое обеспечение) :
– интерактивная доска,
– магнитная доска,
– доска для письма маркерами,
– демонстрационный модуль,
– магнитофон,
– диктофон,
– ноутбук,
– микрофон,
– табло для демонстрации результатов;
– фотоаппарат,
– цифровая фоторамка (фотокамера,
– мультимедиапроектор,
– оптические приборы (микроскопы, лупы и т. п.).
Дидактический материал:
– карты-задания (ребусы, шарады и др. ,
– пиктограммы с правилами поведения, взаимодействия (например, проведения викторины, взаимодействия в команде и др. ,
– наглядные (условно-символические) алгоритмы (схемы) деятельности (например, по выполнению заданий викторины, алгоритмы издательского цикла, алгоритмы для конструирования и др. ,
– маршрутная карта,
– серии картинок (например, времена года: пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и т. д. ,
– пиктограммы с определенным видом деятельности (например, тренировка).
Старший воспитатель СПДС «Сказка» Бочкаева Л. Н.