Приложение МААМ

Методические рекомендации для воспитателей «Игры и упражнения для развития изобразительных способностей»

Наталья Ювашева
Методические рекомендации для воспитателей «Игры и упражнения для развития изобразительных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы

методические рекомендации для воспитателей "игры и упражнения для развития изобразительных способностей"

Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей

детей 3-4 лет

1 Передача формы

Задача: учить изображать предметы округлой формы и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.)

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Игры и упражнения для развития изобразительных способностей“» размещена в разделах

Настольная игра «Геометрическое лото» Варианты заданий: предложить рассказать из каких геометрических фигур составлено изображение зайца, неваляшки, снеговика и составить изображение. Дидактическое задание – дорисуй недостающие части зайчику, мишке собачки и т. д.

2 Изображение предмета

Задача: учить изображать простые предметы, рисование прямых линий (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клеточный платок и др.)

Дидактические игры : «Составь животное из фигур».

Дидактические задания: нарисуй мячик для мышки, шарик для пятачка, травку, чтобы спрятался зайчик, дорожку для сороконожки, серпантин для ёлки, дорожка для колобка, лучики для солнышка и т. д.

3 Композиция

Задача: создание несложных сюжетных композиций, повторяя изображение одного предмет (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют, или, изображая разнообразные предметы, располагая изображение на всей поверхности листа.

Элементы одной формы можно рисовать в порядке возрастания и убывания, располагая изображение на всей поверхности листа: ёлочки (треугольники, домики, снеговики, неваляшки, матрёшки.

Дидактическая игра «В гостях у сказки» - выкладывание силуэтов сказочных героев и предметов окружающего мира – домик, деревья, солнышко, облака и т. д. на листе бумаги.

4 Передача движений

Задача: учить ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.

Дидактические задания: «Нарисуй иголки для ежа», «Нарисуй расчёску для собачки», «Заборчик для петушка» и т. д.

Учимся рисовать прямые линии: щётка для шарика, ёжик и ёлочка, дорога, травка для зайца, трава и дрова.

Учимся рисовать кружочки: колечко, шарики, бусы, орешки и др.

5 Цвет:

Задача: Формировать представление детей о реалистичности цвета предметов и образов декоративного искусства.

Настольная игра «Малыш и краски». Варианты заданий: раскладывание вкладышей по цвету, собрать фигуры определённого цвета, формы и размера, «змейка» - выложить карточки вкладыши по определённому признаку.

Дидактические игры : «Сухой аквариум», «Разноцветное варенье», «Цветные дорожки и квадратики», «Цветные палочки Кюзенера», Блоки Дьенеша, подвижные игры с разноцветными мячами.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать идентичный по цвету предмет из однородных предметов (шариков, которые лежат вперемежку на столе, разноцветных счетных палочек из пособия Кюзенера, разноцветных квадратиков, кругов, треугольников из пособия Дьенеша сначала из 2-х, а затем из четырех цветов. Цветовые сочетания:

Красный – синий;

Желтый - черный;

Зеленый – красный;

Синий – белый;

Желтый – красный.

Воспитателям в непосредственно образовательной деятельности, формировать у детей способы зрительного и тактильного обследования предметов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их форм, пропорций, цвета и фактуры. При рассматривании картин, иллюстраций в книжках обращать внимание детей и учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира.

В самостоятельной деятельности детей привлекать к рисованию, рассматриванию картинок в детских книжках, рассказывание по картинкам. На прогулках организовать наблюдение в природе и уголке живой природы для уточнения представления детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений. Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Ю. Васнецов, В. Лебедева, Е. Рачёва и других.

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественной выразительности. В центре «Художественное творчество» организовать место для самостоятельного рисования, карандаши, мелки должны находиться в доступном для детей месте иметь эстетичный вид: в красивом стаканчике, подточенные. Бумага может быть разного размера и формы: круглая, прямоугольная, овальная.

Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей

детей 4-5 лет

1 Передача формы:

изображение предметов круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной форм.

Настольная игра «Геометрическое лото»

Варианты заданий: рассказать из каких геометрических фигур составлено изображение, выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом, показать карточку и предложить рассказать, какие фигуры использованы в изображении, предложить разложить фигуры по цвету, форме и размеру.

2 Изображение предмета :

умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

«Составь животное из фигур», «Утёнок растёт», «Как можно нарисовать солнышко»

Симметричные рисунки: бабочка, листок, варежка, солнышко, дерево.

Дидактические задания: исправь ошибку художника (найти в рисунке недостающие детали).

3 Передача пропорций предмета в изображении

соблюдение соотношений предметов по величине : дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Дидактические игры : «Переполох в лесу» (деревья стали маленькими, грибы большие, солнце упало на землю и т. д.)

Дидактические задания: помоги матрёшкам встать по росту, семья собирается в парк (разложить силуэты людей по росту).

4 Композиция:

создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие, располагая изображение на всей поверхности листа.

«Составь картинки», «Натюрморт», «Пейзаж».

Элементы одной формы можно рисовать в порядке возрастания и убывания, располагая изображение на всей поверхности листа: ёлочки (треугольники, домики, снеговики, неваляшки, матрёшки.

Дидактическая игра «В гостях у сказки» - выкладывание силуэтов сказочных героев и предметов окружающего мира – домик, деревья, солнышко, облака и т. д. на листе бумаги.

5 Передача движений:

ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

Дидактические задания: «Составь ежа из палочек», «Ежи и дикобразы», «Повтори штриховку», «Повтори рисунок».

6 Цвет:

характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства.

Настольная игра «Малыш и краски». Варианты заданий: раскладывание вкладышей по цвету, собрать фигуры определённого цвета, формы и размера, «змейка» - выложить карточки вкладыши по определённому признаку.

«Цветные палочки Кюзенера», Блоки Дьенеша, подвижные игры с разноцветными мячами.

«Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

«Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки, шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками, выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

«Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

«Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

«Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

Воспитателям в непосредственно образовательной деятельности, формировать у детей способы зрительного и тактильного обследования предметов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их форм, пропорций, цвета и фактуры. При рассматривании картин, иллюстраций в книжках обращать внимание детей и учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке аппликации.

В самостоятельной деятельности детей привлекать к рисованию, рассматриванию картинок в детских книжках, рассказывание по картинкам. На прогулках организовать наблюдение в природе и уголке живой природы для уточнения представления детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений. Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Ю. Васнецов, В. Лебедева, Е. Рачёва и других.

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественной выразительности. В центре «Художественное творчество» организовать место для самостоятельного рисования, карандаши, мелки должны находиться в доступном для детей месте иметь эстетичный вид: в красивом стаканчике, подточенные. Бумага может быть разного размера и формы: круглая, прямоугольная, овальная.

Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей

детей 5-7 лет

1 Передача формы:

изображение предметов круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной форм.

Настольная игра «Геометрическое лото»

Варианты заданий: рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом, показать карточку и предложить рассказать, какие фигуры использованы в изображении.

Дидактические игры на развитие чувства формы : «Где, чья тень?», «На что похоже?», «Собери фигуру по картинке», «Превращения».

Изображение предмета :

умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов.

Настольная для развития зрительного восприятия, логического мышления, внимания.

Настольная игра «Геометрическая мозаика». Задания - например – показать карточку и предложить рассказать, какие фигуры использованы в изображении, запомнить и выложить изображение самостоятельно.

Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения: «Составь животное из фигур», «Утёнок растёт»

Передача пропорций предмета в изображении :

Соблюдение соотношений предметов по величине : дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Дидактическая игра «Бегемотики», «Где растут грибы», «Составь пейзаж».

Игры на развитие зрительного внимания. Задания: рассмотри картинку и назови изображенные предметы, сравни две картинки и найди различия.

Композиция:

создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие, располагая изображение на всей поверхности листа.

«Перспектива»

Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).

Инструкция: разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).

«Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)

Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.

Инструкция: составь натюрморт.

Передача движений:

ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

Дидактические задания: «Составь ежа из палочек», «Ежи и дикообразы», «Мы недавно из пруда, дайте полотенце», «Цирковые акробаты».

Дидактические задания: дорисуй узоры на одежде, повтори красками рисунки по контуру, повтори красками штриховку рыбок, повтори рисунок одного из домиков, посмотри, как нарисованы черепашки и повтори. «Учимся рисовать» (пособие – живопись, графика).

Игры на развитие зрительного внимания: настольно печатная игра «Скоро в школу».

Цвет: характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства. Дидактические игры : «Сухой аквариум», «Разноцветное варенье», «Цветные дорожки и квадратики», «Цветные палочки Кюзенера», Блоки Дьенеша, подвижные игры с разноцветными мячами.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать идентичный по цвету предмет из однородных предметов (шариков, которые лежат вперемежку на столе, разноцветных счетных палочек из пособия Кюзенера, разноцветных квадратиков, кругов, треугольников из пособия Дьенеша сначала из 2-х, а затем из четырех цветов. Цветовые сочетания:

Красный – синий;

Желтый - черный;

Зеленый – красный;

Синий – белый;

Желтый – красный.

«Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

«Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

«Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

«Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки, шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками, выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

«Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

«Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

«Бегемотики»

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры : как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика — балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

«Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

«Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

«Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

«Где, чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

«Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.

Материалы: разные части животных, птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).

Инструкция: составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.

«Веселые ладошки»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: картонные силуэты ладошек, предметы- шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т. д. разного цвета.

Инструкция: нарядить каждый пальчик.

Вариант: на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы

«Забавный клоун»

Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.

Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов : шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.

Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме)

Вариант: может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.

«Дом паука»

Цель: развивать чувство композиции.

Материал: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.

Инструкция: Ты знаешь, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть.

Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.

Дидактические игры и упражнения «РАЗНЫЕ ФОРМЫ»

Дидактическая задача. Закрепить представление о плоских и объёмных ге-ометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства - различия; показать тени объёмных тел; создать поисковую ситуацию; вылепить из пластилина (глины) объёмные формы, глядя на их схематичное или неполное изображение на плоскости, предложить вылепить объёмные формы на основе имеющихся модулей (комбинаторика, анализ формы, мысленное конструирование); создать условия экспериментирования с вылепленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать пространственное мышление и воображение.

Материал. Вылепленные из пластилине формы и фигурки (объёмные и рельефные); вырезанные из цветной плотной бумаги геометрические формы; рисунки геометрических тел.

Варианты упражнений. В зависимости от поставленной дидактической задачи, взрослый демонстрирует детям предметы, имеющие ту или иную геометрическую форму; сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила:

нарисовать три разных яблока, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу;

вылепить три разных яблока, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу;

нарисовать три круга одинакового размера и превратить их в разные предметы (например, часы, солнышко, цветок, очки, велосипед, портрет);

вылепить три разных по величине круга. Для этого нужно скатать шары и сплющить. Во что можно превратить эти круги, если сложить их вместе? (В пирожное, пирамидку, цветок.)

Публикации по теме:

Лексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слухаЛексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слуха Начало слова. Лампа, лопата, лук, луна, луг, лупа, лавка, лопух, Лада, лодка, лама, луноход. Середина слова. Юла, елка, волк, клубника,.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации для воспитателей по использованию техники декупаж Методические рекомендации для педагогов воспитателя Халитовой А. Х. МБДОУ "Подольский детский сад" Оренбургской области Красногвардейского.

Методические рекомендации для воспитателей по работе в системе «Сетевой город (модуль ДОО)» С 1 сентября 2017 года запущен единый портал АИС «Образование Челябинской области». Вход в систему Сетевой город. Образование Челябинской.

Методические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителямиМетодические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями При организации совместного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы: •.

Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр вне ОД с целью развития музыкальных способностей Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание.

Практикум для родителей и воспитателей: «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей» Цель практикума: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических.

Семинар-практикум для воспитателей «Игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей» Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна,.

Задания и упражнения для развития познавательных способностей дошкольников на занятиях математики Задания и упражнения для развития познавательных способностей дошкольников на занятиях математики 1. Для проведения тренировочных занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей «Игры и упражнения для развития изобразительных способностей»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 10:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для воспитателей «Игры и упражнения для развития изобразительных способностей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ювашева (УИ 1307533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД