Ирина Боткарёва
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.
В сказку через музыку.
Боткарёва Ирина Владимировна
Музыкальный руководитель
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок»
Каждый ребёнок, слушая музыку, невольно сравнивает звуки со сказочными героями. В музыке разные регистры, звуки разные по высоте, отдельные музыкальные фразы напоминают детям отдельных персонажей из сказок и каждый ребёнок проявляет свою фантазию, прослушав какую-либо мелодию. Фантазия детей в музыкальном прослушивании очень разнообразна. Даже отдельные звуки рисуют своим цветом. Например: звук «ля» -зелёного цвета, звук «до» второй октавы-красного цвета и так далее. И даже записывают музыку, каждый на свою фантазию. Например отрывистые звуки бубна рисуют на бумаге крупными кружочками, если ритм размеренный, неторопливый. А при ускорении темпа рисуют мелкие кружочки. Или рисуют волнистую линию, если звуки кажутся плавными. Сочетают звуки с образами: низкие звуки, грубые по звучанию-«Бабу-Ягу» представляют, «медведя», «злого колдуна», «волка», а высокие звуки: -«птички», «солнышко», «мышки». Получается сказка вылепленная из музыки.
Сказка для ребёнка, тем более из музыки- это не просто вымысел, фантазия, это особый мир чувств, его собственная реальность, выраженная только им самим. Сказка раздвигает для ребёнка обычную жизнь. Есть мелодии, в которых чувствуется гнев или наоборот, добро и сострадание. Характеризуя их, ребёнок невольно уже придумывает сам сказку. Даже получается нравственный смысл его понимания. Поэтому, слушая музыку, из которой дети придумывают свою сказку-это ни с чем не сравнимые занятия нравственности.
Но иногда прослеживаются жизненные проблемы детей по их фантазиям о прослушанной музыке. Это чувствуется в их придуманных сказках. Сказка-это основа жизненного сценария. Очень важным является то, как ребёнок слушает музыку. Кому-то высокие звуки мелодии кажутся игривыми, лёгкими, а кто-то воспринимает их за пронзительный неприятный свист. Мелодии умеренного характера у кого-то вызывают умиротворение, представляют ласковое улыбающееся солнышко, ветерок, цветочки, а у кого-то сразу возникает печаль. Дети описывают пасмурную погоду, или потерю. Это также проявляется и в рисовании, рисуя отдельные музыкальные звуки, изображая их цветом. Такие фантазии и сказки могут решить жизненную проблему.
Детей с «плохими музыкальными сказками» можно научить переосмыслить и воспринять ситуацию по-другому, но только выяснив причину такого мрачного сочинения. Именно музыка и сочинённых к ней героев заставляет нас особенно переживать, волновать душу. Ребёнок как
чистый лист бумаги, записывающий всю информацию от взрослых, в первую очередь от родителей. Родителям нужно чаще отвлекаться от повседневных забот и вместе с детьми делиться впечатлениями. Любуясь природой можно найти «музыку вокруг нас»-это направление даёт детям представление о том, откуда берутся звуки вообще и как возникают музыкальные звуки, какими свойствами они обладают. Важно показать это в тех ситуациях, с которыми
ребёнок сталкивается почти каждый день. Например, звуки окружающей природы (шум ветра, капли дождя, шуршание листьев, пение птиц, шум волн и так далее, звуки города (сигнал автомобиля, гудок поезда, скрип двери, «пение» закипающего чайника, «песенка» воды в кране и так далее).
Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает тембр (звуки приглушённые, звонкие, тихие, то есть нужно использовать нетрадиционные музыкальные инструменты с которыми можно придумать звуковую сказку.
Чтобы ребёнок начал активно слушать и прислушиваться, ему необходимо упражняться. Очень полезна такая игра - дать послушать ребёнку различные звуки. Сделать что-нибудь, и пусть малыш слушает звуки. Например, можно: перевернуть страницу журнала, включить фен, позвучать монетами, хлопнуть в ладоши, постучать ложкой о стакан, карандашом об стол, щёлкнуть выключателем, причесаться, передвинуть стул. Можно положить что-нибудь в банку или коробку и потрясти. Малыш слушая, будет запоминать тембр различных звуков. Купить кассету или компакт-диск с записью разных звуковых эффектов, и пусть ребёнок определяет, что это за звуки. Можно записать домашние звуки, звуки улицы, звуки природы.
Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.
Любуясь и слушая музыку природы нужно делиться между собой об услышанном. Особенно очень хорошо, когда между собой делятся впечатлениями самые между собой близкие люди –мама и папа. Ребёнок с радостью и открыто им открывает свой внутренний мир, свою прослушанную музыкальную сказку природы. И если эту сказку оценят ему близкие люди, то эта музыкальная сказка останется у ребёнка в сердце надолго. И будет самой любимой. Отсюда происходит процесс пробуждения и воспитания внутреннего сознания ребёнка.
На сказках воспитываются все дети. Благодаря сказкам совершается процесс познания окружающего мира. Очень хорошо, если ребёнок связывает сюжет сказки с музыкой. В русско-народной музыке представляется природа, окружающий нас мир. И дети сразу представляют картину прекрасного. В народных сказках идёт разделение добра и зла, но в основном победа добра. На каждый сюжет ребёнок подбирает свою музыку, выражая характер или движениями, или рисуя музыку на листе бумаги красками. Характеризуя музыку, или подбирая к ней сюжет определённого характера, ребёнок испытывает через себя все чувства.