Ирина Колмакова
Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Технология интегрированного занятия в ДОУ
(методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)
Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ «Первая Московская Гимназия», 2015-2016 учебный год, г. Москва
Введение
Публикация «Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Актуальность в использовании интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:
— мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую разделы программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на части;
— использование интегрированного подхода развивает потенциал детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, речи;
— форма проведения интегрированного занятия нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, снижается утомляемость, повышается познавательный интерес;
— интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
— за счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности детей, для занятий физическими упражнениями.
— интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Теоретические основы интеграции содержания дошкольного образования
Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т. е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Физиологические основы интеграции : Разработанная И. П. Павловым и И. М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В. М. Бехтерева, П. Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М. В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.
Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д., включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.).
Идея интеграции берет свое начало в трудах великого диктата Я. А. Коменского, утверждающего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и целым. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий :
Комбинированное – это сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексное - это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет (Например, беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или игру «Пожарные»).
Интегрированное - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития (Например, понятие «настроение» в произведениях литературы, музыки, живописи).
Интегрированные занятия в ДОУ
Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы.
Методы и приемы, используемые в интегрированном занятии :
— Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
— Проблемные вопросы, использование заданий типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.
— Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Структура интегрированных занятий также отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются свои требования.
Требования к структуре интегрированного занятия :
— четкость, компактность, сжатость учебного материала;
— продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;
— большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
— систематичность и доступность изложения материала;
— необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Примерная структура интегрированного занятия :
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия дают ребенку достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие и творческой активности ребенка.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез :
— содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
— предметов образовательного цикла между собой;
— деятельности двух и более педагогов и др.
Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри-, так и межпредметной, посредством:
— интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;
— методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;
— теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.
Исходя из этого, можно дать характеристику интегрированного занятия :
— является одним из направлений межпредметной интеграции;
— имеет среднюю степень интеграции;
— структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм;
— форма имеет смешанную структуру;
— предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных разделах; сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой; в процесс познания включаются все анализаторы, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
Педагогические возможности интегрированного занятия :
— формирование в единстве знаний и умений;
— коммуникативность умений;
— повышение интереса к учению;
— снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированного занятия заключаются в том, что оно:
— способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
— в большей степени, чем обычное занятие, способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение, перегрузку;
— углубляет представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяет кругозор; способствует формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
— основывается на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
— эмоционально развивает детей, т. к. основано на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Закономерности интегрированного занятия :
— все занятие подчинено авторскому замыслу;
— занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
— этапы и компоненты занятия находится в логическо - структурной зависимости;
— отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
— цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать интегрированное занятие как научно-деловое построение, в котором важны:
— комплекс знаний и умений и свободное оперированное ими;
— соотношение изученного и изучаемого;
— соединение отдельных зачетов в один общий.
При организации и проведении интегрированного занятия возникают определенные трудности. К трудностям проведения интегрированного занятия относятся :
— сложность отбора учебного материала;
— подробное структурирование занятия;
— проблема личной совместимости педагогов;
— общий подход к оценке знаний и умений детей;
— согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Методика подготовки и проведения интегрированного занятия
Рекомендации при подготовке интегрированных занятий
Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К. Ю. Белая рекомендует :
— определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
— проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
— учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
— определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;
— выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;
— продумать развивающие задачи;
— использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);
— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);
— использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);
— учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:
— обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
— в интегрированном занятии объединяются блоки различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
— при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;
— при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
— интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия;
— при планировании и проведения интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;
— необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
— на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.
Работа по созданию системы интегрированных занятий
Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.
Этапы создания системы интегрированных занятий :
— Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности.
— Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения.
— Взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах (предметах) образовательных областей.
— Планирование тематики и развернутых планов занятий.
Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированных занятий в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.
Отбор компонентов интеграции
В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности. Практика показывает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания образовательных областей:
— музыка + познание (математика);
— коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;
— коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) + художественная литература;
— познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
— познание (математика) + изобразительная деятельность;
— здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;
— познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).
Интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы занятия могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы.
Формы проведения интегрированных занятий
• занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис-пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
• занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа : «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П. И. Чайковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;
• занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;
• занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»
• занятие-праздник
• занятие- проект
• занятие - эксперимент
Интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки. Профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверят). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется перед ними как личность многогранная и увлеченная.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.
Задача педагога при проведении интегрированного занятия :
• Задать логику
все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от например, тематического, когда после рисования идет игра)
• Не упускать познавательную линию
весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,
• Стимулировать детскую активность
методика проблемно-игровая : постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры
• Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности
• Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей
подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.
Требования к организации интегрированного занятия :
— педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;
— место в режиме дня определяется исходя из требований СанПиН к работе с детьми дошкольного возраста;
— проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам
— связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т. к., создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.
Анализ интегрированного занятия
В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Критерии оценки эффективности интегрированного занятия
— качество занятий по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность;
— умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;
— отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.
Специфика анализа по С. В. Кульневичу:
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?
3. Направление в объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:
— в создании нового раздела (программы);
— цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
— единичных интегративных занятий.
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии :
5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?
7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).
8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).
9. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.
10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду.
Однако следует учитывать, что ни одна интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.