Ольга Алямкина
Методические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
При организации совместного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями» размещена в разделах
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитывать уважение к детству и родительству;
• взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышать и содействовать развитию педагогической компетентности родителей;
• оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использовать с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются:
• изучение семей воспитанников;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на взаимодействие с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
Все формы с родителями подразделяются на
• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Т. В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Информационно-аналитические - Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов
«Почтовый ящик»
Индивидуальные блокноты
Анкетирование
Интервьюирование
Познавательные - Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания
детей
Семинары-практикумы
Тренинги
Проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме
Мини-собрания
Педагогический брифинг
Педагогическая гостиная
Устные педагогические журналы
Игры с педагогическим содержанием
Педагогическая библиотека для родителей
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговые - Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями детьми
Совместные досуги, праздники
Выставки работ родителей и детей
Кружки и секции
Клубы отцов, бабушек,
Ток-шоу
Праздники
Экскурсии и прогулки
Семейная мастерская
Выставка семейных коллекций
Наглядно-информационные - Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии
детей
Информационные проспекты для родителей
Альманахи
Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
Дни (недели) открытых дверей
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
ыпуск стенгазет