Получи документы

Методические рекомендации для учителей по организации учебной деятельности младших школьников с ЗПР

король марина
Методические рекомендации для учителей по организации учебной деятельности младших школьников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила: Король Марина Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дети с ЗПР характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных признаках объектов. Причем память у таких детей страдает больше, чем логика. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Конечно, отмечается отставание в речевом развитии. Представления об окружающем мире несколько снижены. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети не только способны принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные и психологические навыки в другие сходные ситуации. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, низкая продуктивность деятельности. Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью и с трудом привыкают к детскому саду и школе, но устранить данную проблему можно и нужно.

Публикация «Методические рекомендации для учителей по организации учебной деятельности младших школьников с ЗПР» размещена в разделах

Поэтому методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и до развитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.

В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

При организации работы с детьми с ЗПР важно учитывать следующие рекомендации :

1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т. к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т. к. процесс переключения у них очень снижен.

7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц, но не увлекаться слишком, т. к. объём восприятия снижен.

8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д.

9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).

14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

20. Создание доверительных отношений со взрослыми.

21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

Методы обучения детей с ЗПР в основной школе в зависимости от способа организации учебной деятельности :

1. Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность : а) изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; б) беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая или проблемно-поисковая; в) работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста; г) оценка работы.

2. Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала. Деятельность учащихся : наблюдение, моделирование, из учение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.

3. Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: усвоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся : выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.

4. Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность : а) обобщающее изложение учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы, б) обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т. д.

5. Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность : выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

- дополнительные наводящие вопросы;

- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

- помощь в выполнении определенных операций;

- образцы решения задач;

- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

На каждом уроке в основной школе при работе с детьми с ЗПР обязательна словарная работа, чтобы для обучающегося не осталось незнакомых слов и терминов. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

Особое место в коррекционном процессе должны занять уроки технологии, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы. Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т. е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности : «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.

Одна из главных задач коррекционной педагогики – усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. С помощью речи он может обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Целесообразно просить таких детей обдумать задание вслух, спланировать свои действия, спрогнозировать конечный результат. Сначала это достигается путем ответов учащихся на поставленные учителем вопросы, затем обучающийся самостоятельно выполняет подобное зхадание. На основе широкого привлечения речи учитель добивается понимания учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата работы в соответствии с требованиями.

Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:

задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

задания контрольного характера и т. д.

Работу следует организовывать таким образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа задания, т. е. создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи.

В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются :

- мышление,

- память,

- внимание,

- творческое воображение,

- вырабатываются практические умения и навыки,

- формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.

Поэтому, организовать деятельность ученика нужно таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности : осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным возможностям и постепенно возрастает.

Во время учебного процесса учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку.

Только доступность и понимание помогут вызвать у учащихся с ЗПР интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: учеб. пособие

Выпуск1./С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

2. Борисова Н. А. Инклюзивное образование: Учеб. пособие / Н. А.

Борисова, И. А. Букина, И. А. Бучилова и др. ; сост. О. Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2016. – 162 с.

3. Борисова, И. В. Реализация процесса сопровождения детей с

задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 769-772. — URL : https://moluch.ru/archive/101/22700/ ( дата обращения: 01.06.2020).

4. Инклюзивное образование : сборник статей / сост. М. Р. Битянова.

Москва : Библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.

5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога,

работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / Староверова М. С., Ковалев Е. В., Захарова А. В., Рыжикова Е. И., Чабановская Е. В., КулаковаЕ. В., [и др. ] — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 167 с.

6. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика

проведения, новые идеи : сборник научно-методических материалов / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. – Москва : Спутник+, 2015. – 254 с.

7. Кулагина, Е. В. Образование детей-инвалидов и детей с

ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект / Е. В. Кулагина. – Москва : Перспектива, 2014. – 206 с.

8. Л. Н. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие

для группы специалистов «Образование» /Л. Н. Лиходеева – Констанай: КГПИ, 2017. – 165.

9. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального

и инклюзивного образования : главы из книги / Дэвид Митчелл ; пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова. – Москва : Перспектива, 2011.

10. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное

пособие /Ахметова Д. З., Нигматов З. Г., ЧелноковаТ. А., Юсупова Г. В. [и др. ]; под ред. Д. З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204 с.

11. Показатели инклюзии : практическое пособие / науч. ред. Н.

Борисова ; пер. И. Аникеев. – Москва : РООИ «Перспектива», 2013.

12. Самсонова, Е. В. Основные педагогические технологии

инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / Е. В. Самсонова, Т. П. Дмитриева, Т. Ю. Хотылева. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 36 с.

13. Сборник материалов Межрегиональной (заочной) научно

практической конференции «Инклюзивное образование в среднем профессиональном образовании: проблемы, опыт и перспективы», Чебоксары, 8 февраля 2017 г. / редкол. : Г. А. Тарасов [и др. ]. Чебоксары, 2017. – 103 с. – Режим доступа: https://www.medcollege21.ru/files/konkurs/20162017/sbornik___inkluzivnoe_obrazovanie.pdf ( дата обращения: 02.10.2019)

14. Сборник материалов научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика», 6-7 апреля 2017 года, г. Красноярск / под ред. Е. Ю. Коноваловой. – Красноярск, 2017. – 127 с. – Режим доступа: https://kimc.ms/inklyuzivnoe-obrazovanie/konferenciya/2017/inkluz_04_17.pdf ( дата обращения: 02.10.2019)

15. Сунцова, А. С. Теория и технологии инклюзивного образования : учебное пособие / А. С. Сунцова. – Ижевск : Удмуртский университет, 2013. – 110 с. https://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/11315/2013416.pdf ( дата обращения: 02.10.2019)

16. Уроки по пониманию инвалидности в школе : пособие для учителя / [сост. : Т. Н. Седовина, Е. Ю. Шинкарева]. – Архангельск : Лоция, 2016. – 128 с. : ил. – (Инклюзивное образование). – Режим доступа: https://soroban.ru/wpcontent/uploads/2017/01/Metodicheskoe-posobie.pdf ( дата обращения: 02.10.2019)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете Слайд 1 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна. Тема методического материала: Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для учителей по организации учебной деятельности младших школьников с ЗПР
Опубликовано: 25 июня 2020 в 14:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для учителей по организации учебной деятельности младших школьников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем король марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД