Татьяна Цветкова
Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна.
Тема методического материала:
Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Для того, чтобы обезопасить ребёнка на дороге, ему необходимо усвоить определённые нормы поведения при пересечении любых путей транспортного сообщения ещё в раннем детстве. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому главной задачей в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Публикация «Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Начальная школа. 1-4 классы
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.
Дети быстро запоминают Правила дорожного движения и также быстро их забывают. Особенно у мальчиков, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности. Сектор обзора периферийного зрения у детей на 15-20% уже, чем у взрослого человека. Когда ребёнок смотрит вперёд, машины слева и справа остаются для него невидимыми. Младший школьник намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходима четверть секунды, а ребёнку – 4 секунды. Поэтому важно постепенно расширять и существенно углублять знания детей, развивать их умения и навыки, способствовать глубокому усвоению материала путём последовательного и системного обучения с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
Задача педагога, используя определённые приёмы и методы организации занятий, развивать значимые для данной деятельности личностные качества: Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
• Самостоятельность в принятии правильных решений;
• Активность в пропаганде неукоснительного выполнения правил дорожного движения, как необходимого условия безопасности своей жизни;
Анализируя итоги занятий, я пришла к выводу, что самое эффективное освоение знаний по безопасности дорожного движения происходит тогда, когда дети получают знания в результате практической деятельности. Например, если тема касается правил перехода улицы, то я веду детей к оживлённому перекрёстку. И в течение 15-20 минут мы просто стоим, наблюдаем за людьми и тут же обсуждаем увиденное. И вот такое живое восприятие детьми каких-либо ситуаций, не придуманных, а реальных – мотивирует их к соблюдению правил, способствует тому, что они учатся сравнивать, анализировать, оценивать и понимать, почему «вот так» делать нельзя, почему «вот так делать» надо.
Если у нас тема «Правила пользования метрополитеном», то мы едем в метро, учимся ориентироваться по схеме, а попутно проговариваем всё, что «можно» в метро и что в метро «категорически нельзя». Включаясь в беседу, дети начинают вспоминать какие-то свои случаи из опыта своей жизни и опять же, по-новому пересматривают свои действия и свои поступки. Общение – это то, что устанавливает контакт между ребёнком и педагогом (межличностное общение) и между детьми и педагогом (межгрупповое общение). Общение порождает потребность совместной деятельности и включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра). Очень важно для меня, как для воспитателя, не проговаривать известные истины, а чтоб воспитанники в своих рассуждениях сами приходили к нужным выводам.
Творчество – одновременно с формированием эстетического вкуса, раскрывает разнообразные стороны окружающего мира, развивает творческое воображение, мышление. Если занятия проходят непосредственно в Центре, то, я выстраиваю занятие так, что оно может начинаться с просмотра какого-либо видеоролика на данную тему или с беседы с сотрудником ГИБДД. Или ставлю задачу придумать новый дорожный знак и устраиваем конкурс рисунка на эту тему. При этом на доске развешиваю уже существующие знаки и их значения. Пока дети рисуют, придумывают, рассказываю о назначении дорожных знаков, о том, какие группы знаков существуют, как их различают и т. д. Когда рисунки у них уже готовы, я им предлагаю пройти тест на знание дорожных знаков.
Вообще, я очень много использую в обучении и викторины, и игры, и кроссворды, не забывая о том, что играя, дети легче усваивают, запоминают. Игра – влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, включая в теоретическую часть занятий игровые моменты, у детей начинает развиваться произвольное внимание и интерес. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше, запоминают больше и занимаются с интересом.
Психика маленького ребёнка отличается тем, что мыслительные процессы характеризуются именно образностью и конкретностью, поэтому без демонстрации примеров он просто не может выстроить логические взаимосвязи. Психологи и педагоги настаивают на том, что наиболее эффективным способом объяснения материала всегда является демонстрация причинно-следственных связей определённых явлений, процессов или объектов. Поэтому свои занятия я выстраиваю таким образом, чтобы они начинались с практической деятельности или с демонстрации какого-либо наглядного материала, для того, чтобы вовлечь детей в процесс обучения, вызвать интерес, активизировать их познавательную деятельность. К. Д. Ушинский говорил, что наглядное обучение, «строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком». Наглядность обогащает кругозор ребёнка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
Своей задачей, я считаю, систематически напоминать, последовательно проговаривать, обсуждать и разъяснять правила безопасности, находить для этого всё время различные формы, новые методы и приёмы. Поэтому, по мере того, как реализовывается данная программа, она всё время совершенствуется, дополняется, уточняется и переписывается. Сами дети, в ходе обучения, высказывая свои мысли, наталкивают меня на идеи проведения занятий, используя новые подходы. Для меня, как для воспитателя, очень важно, услышать и оценить положительную инициативу ребёнка, найти в ней «разумное зерно» и воплотить в жизнь.
Из процесса занятий следует исключить всякого рода принуждение, необходимо очень деликатно влиять на развитие интересов и на чувства детей. В завершении занятия необходимо оценить работу каждого ребёнка, обсудить ошибки и достижения, поблагодарить ребят за участие, внимание и усердие. Если придерживаться данных рекомендаций, то занятия проходят успешно, результативно, в доброжелательной и творческой обстановке.
И последнее, что считаю очень важным, для достижения главной цели, это личный пример и регулярность проведения занятий и инструктажей по ПДД.
Будучи включенным в практическую деятельность различной направленности, любой ребёнок имеет возможность общения и самовыражения. Через занятия по правилам дорожной безопасности, ребёнок, прежде всего, социально адаптируется, раскрывает разнообразные стороны окружающего мира, развивает воображение, мышление, приобретает определённые навыки и умения.
Поэтому я считаю, что изучение и освоение детьми правил дорожного движения, будучи неотъемлемой частью практической деятельности, при специальной организации и отборе содержания, является действенным методом в педагогической, воспитательной и социально-адаптивной работе с детьми.