Приложение МААМ

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников

Татьяна Цветкова
Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Цветкова Татьяна Евгеньевна.

Тема методического материала:

Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Для того, чтобы обезопасить ребёнка на дороге, ему необходимо усвоить определённые нормы поведения при пересечении любых путей транспортного сообщения ещё в раннем детстве. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому главной задачей в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Публикация «Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников» размещена в разделах

Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.

Дети быстро запоминают Правила дорожного движения и также быстро их забывают. Особенно у мальчиков, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности. Сектор обзора периферийного зрения у детей на 15-20% уже, чем у взрослого человека. Когда ребёнок смотрит вперёд, машины слева и справа остаются для него невидимыми. Младший школьник намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходима четверть секунды, а ребёнку – 4 секунды. Поэтому важно постепенно расширять и существенно углублять знания детей, развивать их умения и навыки, способствовать глубокому усвоению материала путём последовательного и системного обучения с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Задача педагога, используя определённые приёмы и методы организации занятий, развивать значимые для данной деятельности личностные качества: Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;

• Самостоятельность в принятии правильных решений;

• Активность в пропаганде неукоснительного выполнения правил дорожного движения, как необходимого условия безопасности своей жизни;

Анализируя итоги занятий, я пришла к выводу, что самое эффективное освоение знаний по безопасности дорожного движения происходит тогда, когда дети получают знания в результате практической деятельности. Например, если тема касается правил перехода улицы, то я веду детей к оживлённому перекрёстку. И в течение 15-20 минут мы просто стоим, наблюдаем за людьми и тут же обсуждаем увиденное. И вот такое живое восприятие детьми каких-либо ситуаций, не придуманных, а реальных – мотивирует их к соблюдению правил, способствует тому, что они учатся сравнивать, анализировать, оценивать и понимать, почему «вот так» делать нельзя, почему «вот так делать» надо.

Если у нас тема «Правила пользования метрополитеном», то мы едем в метро, учимся ориентироваться по схеме, а попутно проговариваем всё, что «можно» в метро и что в метро «категорически нельзя». Включаясь в беседу, дети начинают вспоминать какие-то свои случаи из опыта своей жизни и опять же, по-новому пересматривают свои действия и свои поступки. Общение – это то, что устанавливает контакт между ребёнком и педагогом (межличностное общение) и между детьми и педагогом (межгрупповое общение). Общение порождает потребность совместной деятельности и включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра). Очень важно для меня, как для воспитателя, не проговаривать известные истины, а чтоб воспитанники в своих рассуждениях сами приходили к нужным выводам.

Творчество – одновременно с формированием эстетического вкуса, раскрывает разнообразные стороны окружающего мира, развивает творческое воображение, мышление. Если занятия проходят непосредственно в Центре, то, я выстраиваю занятие так, что оно может начинаться с просмотра какого-либо видеоролика на данную тему или с беседы с сотрудником ГИБДД. Или ставлю задачу придумать новый дорожный знак и устраиваем конкурс рисунка на эту тему. При этом на доске развешиваю уже существующие знаки и их значения. Пока дети рисуют, придумывают, рассказываю о назначении дорожных знаков, о том, какие группы знаков существуют, как их различают и т. д. Когда рисунки у них уже готовы, я им предлагаю пройти тест на знание дорожных знаков.

Вообще, я очень много использую в обучении и викторины, и игры, и кроссворды, не забывая о том, что играя, дети легче усваивают, запоминают. Игра – влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, включая в теоретическую часть занятий игровые моменты, у детей начинает развиваться произвольное внимание и интерес. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше, запоминают больше и занимаются с интересом.

Психика маленького ребёнка отличается тем, что мыслительные процессы характеризуются именно образностью и конкретностью, поэтому без демонстрации примеров он просто не может выстроить логические взаимосвязи. Психологи и педагоги настаивают на том, что наиболее эффективным способом объяснения материала всегда является демонстрация причинно-следственных связей определённых явлений, процессов или объектов. Поэтому свои занятия я выстраиваю таким образом, чтобы они начинались с практической деятельности или с демонстрации какого-либо наглядного материала, для того, чтобы вовлечь детей в процесс обучения, вызвать интерес, активизировать их познавательную деятельность. К. Д. Ушинский говорил, что наглядное обучение, «строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком». Наглядность обогащает кругозор ребёнка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

Своей задачей, я считаю, систематически напоминать, последовательно проговаривать, обсуждать и разъяснять правила безопасности, находить для этого всё время различные формы, новые методы и приёмы. Поэтому, по мере того, как реализовывается данная программа, она всё время совершенствуется, дополняется, уточняется и переписывается. Сами дети, в ходе обучения, высказывая свои мысли, наталкивают меня на идеи проведения занятий, используя новые подходы. Для меня, как для воспитателя, очень важно, услышать и оценить положительную инициативу ребёнка, найти в ней «разумное зерно» и воплотить в жизнь.

Из процесса занятий следует исключить всякого рода принуждение, необходимо очень деликатно влиять на развитие интересов и на чувства детей. В завершении занятия необходимо оценить работу каждого ребёнка, обсудить ошибки и достижения, поблагодарить ребят за участие, внимание и усердие. Если придерживаться данных рекомендаций, то занятия проходят успешно, результативно, в доброжелательной и творческой обстановке.

И последнее, что считаю очень важным, для достижения главной цели, это личный пример и регулярность проведения занятий и инструктажей по ПДД.

Будучи включенным в практическую деятельность различной направленности, любой ребёнок имеет возможность общения и самовыражения. Через занятия по правилам дорожной безопасности, ребёнок, прежде всего, социально адаптируется, раскрывает разнообразные стороны окружающего мира, развивает воображение, мышление, приобретает определённые навыки и умения.

Поэтому я считаю, что изучение и освоение детьми правил дорожного движения, будучи неотъемлемой частью практической деятельности, при специальной организации и отборе содержания, является действенным методом в педагогической, воспитательной и социально-адаптивной работе с детьми.

Публикации по теме:

Лэпбук по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения с профессором Почемушкой»Лэпбук по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения с профессором Почемушкой» Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Основной причиной.

Интерактивная игра по правилам дорожного движения «Знает вся моя семья, знаю правила дорожного движения и я» Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,.

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» Конспект НОД по правилам дорожного движения в старшей группе. Старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №312 комбинированного вида».

Конспект НОД по правилам дорожного движения в старшей группе «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель : Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное.

Конспект занятия по правилам дорожного движения для младших дошкольниковКонспект занятия по правилам дорожного движения для младших дошкольников Конспект занятия по правилам дорожного движения для младших дошкольников Воспитатель: Охотникова Т. Р. Тема: Поезд и железная дорога Цели:.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель: Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Задачи: • закреплять знания.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения всем знать положено!» Уважаемые родители, как научить ребёнка правильно вести себя на дороге? Казалось бы, что это очень легко, надо только познакомить его с.

Проект по правилам дорожного движения в старшей группе «Правила движения для всех без исключения»Проект по правилам дорожного движения в старшей группе «Правила движения для всех без исключения» Слайд №1 Описание материала: проект для детей старшей группы (5- 6 лет) «Правила движения для всех без исключения». Он направлен на ознакомление.

Развлечение по правилам дорожного движения в подготовительной группе «В страну дорожного движения» «В страну дорожного движения». Июнь, 2018 г Подготовила воспитатель Сосновская Е. В. Ведущая: Доброе утро! —птицы запели. — Добрые люди,.

Сценарий праздника по правилам дорожного движения в ДОУ «Правило дорожного движения достойны уважения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №89 СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ПО ПРАВИЛАМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников
Опубликовано: 19 октября 2018 в 20:54
+143Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Некоторые аспекты организации занятий по правилам дорожного движения для младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цветкова (УИ 337731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД