Назарова Светлана Евгеньевна
Исследовательский проект «Чудесные свойства магнита» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-исследовательская деятельность в рамках исследовательского проекта «Чудесные свойства магнита»
Тип проекта: опытно – экспериментальный.
Длительность: краткосрочный, 2 недели (13.01 -27.01. 2025г)
Участник проекта: Воробьёв Иван, воспитанник подготовительной группы
Пояснительная записка
«Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.»
Конфуций.
Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Актуальность руководителя
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проанализировав уровень исследовательской активности нашей подготовительной группы, мы педагоги, разработали проект «Чудесные свойства магнита» для любознательного воспитанника - Воробьёва Ивана, способного решать проблемно-поисковые ситуации, владеющий операциями анализа и синтеза, способного выдвигать гипотезы в действии и делать доступные выводы.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что магнит обладает абсолютным притяжением предметов. Магниты являются неотъемлемой частью современного общества.
В качестве методов исследования будет выступать:
-Исследовательская деятельность;
-Изучение свойства магнита;
-Проведена опытно - экспериментальная деятельность;
-Магнит, который обладает свойством притягивать другие предметы и может широко использоваться в жизни человека.
Объект исследования: магнит
Предмет исследования: свойства магнита
Цель исследования: Изучение свойства магнита.
Задачи:
-познакомиться со свойствами магнита;
-узнать, где люди применяют магнит, как в играх могут использовать дети;
- поделиться знаниями в группе.
Методы исследования:
-беседа со взрослыми;
-работа с литературой;
-просмотр познавательных передач и мультфильмов;
-проведение опытов.
Актуальность ребенка
В нашей группе проходят занятия по опытно-исследовательской деятельности, есть зона активности по экспериментированию. Однажды, когда в группе проводили опыты с магнитом, меня это очень заинтересовало. Для того чтобы, как можно больше узнать о магнитах, я стал задавал вопросы воспитателям. Воспитатели мне подсказали, какие опыты можно провести с магнитом и где можно найти информацию. Подобрали для меня литературу по экспериментированию, предложили посмотреть дома с родителями мультфильмы: Смешарики «Магнитизм». Лунтик «Магнит», Фиксики «Магнит», посмотрел презентации на темы: Волшебный магнит, свойства магнита. Побеседовали в группе на тему: «Что такое магнит и магнитное поле?», «Все ли притягивает магнит?», «От чего зависит сила магнита?». Из предложенной мне информации воспитателями, я узнал, что магнитные приборы используют в медицине для лечения и диагностике больных: рентген, накладывают магнитные повязки на больные места, проводят физиолечение. Магниты используют в технике, они помогают поднимать тяжелые грузы на заводах, используют в телевизоре, в компьютере, а также в быту, например, для поддержки штор. В группе, нам магниты помогают поддерживать картины и выкладывать из них цифры, буквы. Дома, я на холодильнике прикрепляю разные магниты с фото, также у меня есть магнитный конструктор, магнитная доска для рисования.
Провёл опыты:
Опыт № 1 «Всё ли притягивают магниты?»
Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы
Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.
В ходе эксперимента я разделил все предметы на две группы: металлические и не металлические - дерево, пластмасса, бумага ткань. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Я определил, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, а металлические предметы притягиваются к магниту.
Вывод: Магниты обладают способностью притягивать предметы из железа. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Опыт № 2 «Как достать скрепку из воды не намочив рук».
Цель: Знакомство со свойствами магнита в воде. Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.
Роняю скрепку в стакан с водой. У меня возникает вопрос, как достать скрепку из воды, не намочив рук при этом. Подношу к стенке стакана магнит и вижу, как скрепка притянулась через стекло к магниту и вытаскиваю скрепку. Выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде, через стекло.
Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой и стеклом.
Опыт № 4 «Клад в пустыне»
Цель: Знакомство со свойствами магнита. Материал: поднос (контейнер, манная крупа (мука, железные предметы, магнит.
Кладу на поднос (контейнер) скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпаю их манкой или мукой. Подношу магнит к поверхности муки и вижу, как из - под муки появляется скрепка и притягивается к магниту и понимаю, что магнитизм действует через муку, поступаю также и с крупой.
Делаю вывод: Магнит притягивает железо и через крупы, муку, песок.
Опыт № 5 «Магнит имеет два полюса».
Цель: познакомиться с понятиями: южный и северный полюса магнита.
Взял два магнита в виде подковы, на каждом есть цветная метка красного и синего цвета. Выяснил, что один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Когда я поднес магниты друг к другу разноименными полюсами, они притянулись друг другу, одноименными – оттолкнулись.
Вывод следующий: магниты с одноименными полюсами отталкиваются друг от друга, а с разноименными притягиваются.
Опыт № 6: «Магниты действуют на расстоянии»
«Рисую на бумаге линию и кладу на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигаю к этой линии магнит- маленький по размеру». Отмечаю расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнула" и прилипла на магнит. Провожу этот же опыт с другими магнитами – большим по размеру.
Делаю вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Проведенная мною опытно - исследовательская деятельность и на основании полученных данных, пришёл к следующим выводам: Магниты обладают способностью притягивать предметы из железа. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. Вода не мешает действию магнита, действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой и стеклом, а также притягивает железо через крупу, муку, песок. Магниты с одноименными полюсами отталкиваются друг от друга, а с разноименными притягиваются. Магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния. Магнит, имеет, важную роль во многих сферах деятельности, и широко используется в человеческой жизни