Елена Чигрик
Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр
Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся с целью развития зрительного и слухового восприятия, движения руки и основных подготовительных этапов развития речи. Они направлены на формирование умений, с которыми в процессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут. Совершенствуются каждое умение уже в процессе самостоятельной деятельности ребенка.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Занятия с дидактическими играми планируются с учетом ведущих линий развития ребёнка, которые определяются возрастными особенностями. В конце календарного месяца ребенок выполняет индивидуальное задание, направленное на выявление уровня сформированности определённых операций и действий. В дидактические игры постепенно вводят более сложные правила: разнообразные способы использования игрушек (сначала обращается внимание детей на общий вид предмета, а в дальнейшем выделяются отдельные признаки предмета: цвет, форма, величина).
В дидактических играх, используются приемы наглядно – действенного обучения (демонстрация, объяснение способов использования материалов и игрушек, включение речевых и двигательных поручений).
Дидактические игры также способствуют и развитию речи детей. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов и поручений. Познавательные задачи дидактической игры решаются опосредованно. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. Для детей 2-3 лет в дидактических играх используют приемы неожиданного появления и исчезновения предметов, смене действий, поиску предметов, отгадыванию. Игры и упражнения с дидактическими игрушками незаменимы, когда необходимо потренировать детей в разнообразных действиях. Однако в самостоятельной деятельности детям предоставляются только те игры, которыми они научились действовать во время занятий. Поэтому храниться они должны в определенном месте, доступном для детей, чтобы при желании ребенок мог сам проявить инициативу к игровым действиям.
Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания ребёнком в совместной деятельности со взрослым. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребёнка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане. Сенсорное развитие необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями работы, включать в процесс интегрированной деятельности. Успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Дидактическая игра «Разноцветные бусы»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры;
определять их цвет;
закреплять представления детей о четырёх цветах;
учить выделять цвета,
развивать мелкую моторику пальцев;
закреплять знание основных геометрических фигур, умение их сравнивать;
развивать внимание и мыслительные операции.
Оборудование: большие карточки с образцами рисунков; набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) 4-х основных цветов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлены бусы?» затем дети, определяют – какого цвета фигуры и как они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры, и выкладывают точно такой же узор.
Игровое правило: брать только одну карточку.
Игра «Забавные животные»
Цель: закреплять знание о геометрических фигурах; формировать умение из них конструировать забавных животных, упражнять в назывании геометрических фигур, развивать речь.
Оборудование: мягкие плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель обращает внимания детей на мягкие фигуры, которые лежат в коробке. Показывает детям мордочки, хвостики, которые есть на фигурах. Говорит, что кто-то приходил в группу, когда дети ушли домой и перепутал все фигуры. Предлагает детям помочь фигурам, собрать из них забавных животных. Дети вместе с воспитателем составляют животных, при этом повторяют названия геометрических фигур (квадрат, треугольник).
Игра «Четырёхцветик»
Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материал: круг разделён на четыре сектора разного цвета. Цветы на прищепках тех же цветов, что и сектора (красный, синий, жёлтый, зелёный)
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку круг, разделенный на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики (полянки) для цветочков. Обратить внимание на то, что каждый цветочек живет в домике (на полянке) своего цвета, и просит детей посадить цветочки на сои места.
Взялись цвета мы изучать
Ну, с чего же нам начать?
Есть у нас одна игра
Очень круглая она.
Тот кружок наш разделён
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный,
Желтый, синий.
Все известны нам отныне.
А ещё цветочки есть у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки цветочки возьмём
И дом по цвету им найдем.