Юлия Соцкова
Методические рекомендации по организации тематических прогулок — трудовых акций
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовая акция (субботник) – ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно – практическая трудовая деятельность детей. К особенностям планирования прогулок – трудовых акций относятся преобладание трудовых поручений, включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей.
Публикация «Методические рекомендации по организации тематических прогулок — трудовых акций» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Консультации для родителей
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель и задачи таких прогулок определяются воспитателем исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а также их физических возможностей.
Подобные прогулки следует проводить регулярно, но не чаще двух – трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка и т. д.). во время таких прогулок воспитанники учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда – это результат совместной работы всех.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.
Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной группе должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.
Детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснять правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:
- работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
- материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
- категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.
Прогулки – трудовые акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника.
Такие мероприятия организуются на территории детского сада и носят четко выраженный сезонный характер. Прогулка сочетает в себе наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых. От воспитателя такая прогулка требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить выбору необходимого инвентаря, продумать размещения детей при совместных трудовых действиях. Если работа планируется в цветнике или на огороде, то лучше ее выполнять с подгруппой детей.
Прогулка – трудовая акция, как правило, носит плановый характер, но бывают случаи, когда такой «десант» нужно срочно «вызывать на помощь». Например, выпал снег, и малыши не могут пройти на свой участок, дворник не успевает почистить все дорожки, тогда можно попросить старших детей помочь. Иногда снег необходим для проведения спортивных соревнований, только площадка должна быть утоптанной. Группа детей с радостью пройдется змейкой за воспитателем по территории спортивной площадки, а если позвать несколько групп, то работа будет выполнена быстрее, чем с ней справится снегоуборочная машина.
В таких прогулках четко прослеживается экологическая направленность. Например, дошкольники под руководством воспитателя могут закопать на участке детского сада органический и неорганический мусор (огрызок яблока, фантик от конфеты, полиэтиленовый пакет и др., отметить эти места табличками с условными обозначениями, а весной раскопать и сделать определенные выводы.
Дошкольники с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. Детям нужно разъяснять важность труда в природе, например, когда мы насыпаем корм птицам, то помогаем им пережить холода. В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе, например, обратить внимание на то, какой красивой стала клумба. Результаты труда эстетически радуют глаз: приятно смотреть на цветы, аккуратные кустарники, чистые улицы.