Елена
Методические рекомендации по организации обучения чтению детей с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Согласные звуки [б], [п], [б’], [п’], отличающиеся по признаку звонкости-глухости. Обозначение звуков [б], [п] ,[б’],[п’] буквами Б,П.» (УМК «Букварь Планета Знаний». М. :АСТ, Астрель, 2014.,с. 51).
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебной деятельности.
Дидактическая задача урока. Познакомить с новым признаком согласных звуков на примере звуков[б], [п], [б’], [п’], обозначение этих звуков буквами Б,П.
Публикация «Методические рекомендации по организации обучения чтению детей с ОВЗ,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Цели урока: 1 Обучение акцентированному произнесению новых звуков на основе моделей слов. 2 Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения на основе двухуровневых моделей слов; развитие связной речи. 3 Формирование навыка чтения по слогам и орфоэпически. 4. Развитие умения принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Задачи урока для детей с ЗПР:
1. Корректировать познавательные трудности в обучении:
-невозможность воспроизведения ранее изученного материала на следующем уроке;
-невозможность воспроизведения правила в измененной ситуации;
-невозможность использовать правило или образец при решении упражнения или повторить способ действия;
-неумение работать по наглядным моделям и схемам;
2. Корректировать коммуникативные трудности в обучении:
-неумение согласовывать действия с партнерами;
-неумение грамматически правильно построить фразу или задать вопрос;
3. Корректировать психомоторные трудности в обучении:
-неумение правильно держать ручку;
-неустойчивый почерк;
-плохая ориентировка на плоскости и в пространстве.
Этапы урока.
1. Постановка цели урока.
Развивается двигательная моторная деятельность ученика при ориентировке в учебнике: пролистывание страниц учебника, нахождение нужной страницы, нахождение темы урока в центре страницы учебника и повторение за учителем цели урока.
2. Повторение ранее изученного материала.
Корректируются познавательные трудности, в частности невозможность воспроизведения ранее изученного материала на следующем уроке: ребенок с ОВЗ читает слова, выделяет звуки и рассказывает о них при помощи учителя, а остальные учащиеся самостоятельно читают слова, предложения на с. 51, находят звуки, похожие слова, объясняют, дают им характеристику, придумывают слова с этими звуками.
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Учащиеся, работая в парах, составляют предложения, рассказ по иллюстрации, выделяют новые звуки[б], [п], [б’], [п’], дают их характеристику. Ребенок с ОВЗ, также работая в паре с одноклассником, составляет предложения со словами Булька, Пулька, уточняя их лексическое значение, и рассказывает соседу по парте. Характеристику звуков он повторяет за товарищем. На этом же этапе урока организуется работа с соответствующими моделями изучаемых звуков и конструирование букв Б, П. Учащиеся, используя взаимопроверку, самостоятельно работают с моделями, в отличие от ребенка с ОВЗ, который может их находить с помощью учителя и при взаимопроверке с соседом. Выполнение этого задания позволяет преодолеть познавательные и коммуникативные трудности.
4. Этап закрепления.
Предполагает работу: 1) «Дополни слоги до слов» (учащиеся работают в парах); 2) разъяснение лексических значений слов «пробили, разбили», выделение изучаемых звуков, чтение слогов и слов (жужжащее чтение); 3) читающие дети самостоятельно работают со «Спутником Букваря» (чтение сказки); 4) работа по составлению предложений, рассказов. Ребенок с ОВЗ работает с учителем.
5. Подведение итогов.
Решаются следующие задачи: самостоятельная оценка учеником своей работы по составлению рассказа; оценка учащимися работ друг друга (попросить оценить работу соседа по парте).