Светлана Гнатюк
Методические рекомендации для воспитателей по организации совместной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность взрослых и детей
Памятка воспитателю
Совместная деятельность взрослых и детей – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по организации совместной деятельности с детьми» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер. Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.
Ключевые признаки
совместной деятельности взрослых и детей :
соблюдение баланса инициатив взрослого и детей
ребенок – не объект воздействия взрослого-учителя, а субъект взаимодействия со взрослым
создание условий для инициативы, активности детей
дети должны действовать, предлагать, высказывать идеи, делать выводы, выбирать, обсуждать, рассуждать, искать ответы, участвовать в планировании, сотрудничать со взрослым и с со сверстниками
использование к детям открытых (предполагающих обсуждение) вопросов, способствующих диалогу, обсуждению, рассуждению, совместному поиску ответов, совместному планированию
использование проблемных вопросов, решение проблемных задач и ситуаций
взрослый поощряет, инициирует, поддерживает незапланированные вопросы и ответы детей
допускается «деловой шум»
обсуждаются допустимые нормы поведения; вырабатываются, принимаются и соблюдаются правила поведения
контроль и оценка результатов идут от взрослого и от детей; оценка должна быть содержательной, поддерживающей, позитивной, оптимистичной, ориентированной на дальнейшие достижения
тема находит отражение в предметно-развивающей среде (в центрах активности, различных уголках, оформлении группы)
не ограничена временными рамками; привязана к теме нескольких дней, недель
от воспитателя требуется гибкость, он может выполнять разные роли: играющий партнер, организатор, координатор, учитель и др.
родители – активные участники совместной деятельности взрослых и детей
Формы совместной деятельности
взрослых и детей:
• игры (сюжетно-ролевые, игры-фантазирования, дидактические, подвижные, спортивные, игры-путешествия, строительные и др.)
• игровые упражнения, тренинги, этюды
• игровые образовательные ситуации с игрушкой-персонажем, дидактической куклой
• решение проблемных ситуаций
• беседы, общение по поводу, разговор
• чтение детям, обсуждение прочитанного
• словотворчество (составление, придумывание рассказов, историй; сочинение сказок, загадок, поэтических четверостиший и т. п.)
• театрализованная деятельность
• музицирование, пение, хореография
• развлечения, досуги, праздники
• рассматривание различных объектов
• просмотр видеоматериалов и слайд-программ
• слушание аудиозаписей
• наблюдения за объектами и явлениями
• целевые прогулки, экскурсии; «заочные» экскурсии и путешествия
• экспериментирование, исследования, опытническая деятельность
• коллекционирование
• моделирование
• песочная игротерапия
• проектная деятельность
• хозяйственно-бытовой труд
• мастерские; продуктивная деятельность (лепка, аппликация, конструирование, рисование, ручной труд)