Светлана Лапшина
Методические рекомендации по организации мини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Методические рекомендации по организации мини- музея в ДОУ»
Мини- музей – это выставка предметов. Выставки по определению Даля «это собрание каких либо замечательных вещей».
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Цели и задачи мини-музея.
Публикация «Методические рекомендации по организации мини-музея в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представлений о музеях. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
7. Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
Выбор места расположения мини- музей
Помещения Положительные стороны расположения мини-музея Отрицательные стороны расположения мини-музея
Групповое помещение Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.
Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.
Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.
Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.
Родители не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевальная комната Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.
Общение детей с родителями по темам музея Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы
Помещения для дополнительных занятий Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т. д. Музей сливается с общим фоном данного помещения.
Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.
Холлы Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.
Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей дает стимул для общения. Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Примерная тематика:
1. Народно- прикладное искусство;
2. Скульптуры малых форм;
3. Скульптуры малых форм из различных видов материалов;
4. Жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, книжная графика различных художников;
Формируются музеи по степени ознакомления с данным материалом, как итог изучения определенной темы, блока занятий, по теме проекта.
Формы работы в мини- музеях :
1. Экскурсии с целью создания коллекции;
2. Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета;
3. Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума;
4. Конкурсы творческих рассказов;
5. Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию;
6. Выставки по созданию тематики, из природного материала, посвященный творчеству писателей, народному искусству;
7. Викторины;
8. Проведение праздников, развлечений;
9. Сбор экспонатов, поисковая работа;
10. Прогулки, экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями;
11. Анкетирование родителей по теме мини- музея;
12. Тематические вечера, занятия;
13. Театрализованная деятельность;
14. Интервьюрирование;
Тематика, формы работы усложняются в зависимости от возраста. Образовательную деятельность можно спланировать и проводить 1 раз в неделю.
Создание и тематика музея могут возникнуть и спонтанно. (Дети принесли в группу красивый предмет).