Инна Мелешина
Самостоятельная речевая деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная речевая деятельность.
В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучение пересказу, развитие начальных форм словесного творчества.
Публикация «Самостоятельная речевая деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Одной из наиболее совершенных форм реализации самостоятельной речевой деятельности в дошкольном учреждении является театрализованная игра. Она предполагает знание детьми текста литературного произведения; импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Желательны атрибуты и декорации, подобранные детьми или специально изготовленные ими самими с помощью воспитателя; звуковое, шумовое, музыкально – ритмическое сопровождения и т. п.
Предшественниками театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации. Инсценировки чаще всего проводятся как чтение детьми текста по ролям. Воспитатель выполняет роль ведущего и говорит текст «от автора». Иногда инсценирование включает действия с фигурками настольного и пальчикового театров; может использоваться фланелеграф.
В игре – драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. В тех случаях, когда дети хорошо импровизируют, изображая героя литературного произведения и ведя монолог или диалог практически самостоятельно.
Театрализованные игры, базируются на инсценировках и играх – драматизациях, сложнее их по содержанию, подготовке и организации. В театрализованной игре, как правило, бывают, заняты все воспитанники группы: одни как основные (ведущие) исполнители (2-3 состава, а другие как участники массовых сцен.
Театрализованные игры проводятся только со старшими дошкольниками, однако уже начиная с первой младшей группы необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию у детей интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. В программном репертуаре литературных произведений для младших дошкольников достаточно много потешек, привлекающих ребенка своей ритмичностью, игровым содержанием; сказок. Читая детям потешку, драматизируя отрывок из сказки, воспитатель обязательно показывает и игровые действия, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Можно вечером предложить ребенку, который охотно импровизировал на занятии, показать, как он это делал, маме (бабушке).
Педагог во время самостоятельных игр воспитанников вносит в групповую комнату игрушки, которые напомнят им то или иное художественное произведение, вызовут желание инсценировать его.
Воспитатель следит за импровизациями детей во время их самостоятельных сюжетно – ролевых игр, хвалит за удачную имитацию, подсказывает и показывает новые изобразительные решения (укачивая мишку или куклу, поет колыбельную; изображает, как котенок умывается, мурлычет и др.).
Во второй младшей группе детей специально учат изображать описанную в художественном тексте ситуацию. В инсценировке могут быть заняты одновременно несколько малышей, исполняющих разные роли. Так, воспитатель декламирует русскую народную песенку «Тили – бом…» : «…Бежит курочка с ведром, а лошадка с фонарем, а собачка с помелом, серый заюшка - с листом. Раз! Раз! Раз.» А дети показывают, что делают персонажи.
В этой группе проводятся инсценировки отдельных эпизодов из сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Рукавичка» (вначале на непосредственно образовательной деятельности, затем и в свободное время). Дети сразу же включаются в игру, если видят атрибуты, изготовленные для драматизации той или иной сказки. Участие педагога делает драматизации особенно привлекательными для малышей. Драматизации следует шире включать в сценарии праздничных утренников.
В средней группе самостоятельная художественно – речевая деятельность дошкольников становиться значительно совершеннее, так как дети уже владеют определенными умениями и навыками. Рассказывая, декламируя, что – то изображая, дети 5-го года жизни стараются добиться определенного результата, чутко реагируют на советы и пожелания педагога. Для непосредственно образовательной деятельности и свободного времени планируются специальные задания – игры, цель которых – упражнять детей в приобретенных навыках и умениях. Например, дошкольники изображают зайчика, который прилип к смоляному бычку и никак не может освободиться (сказка «Смоляной бычок», поросят, резвящихся на лужайке (сказка «Три поросенка», и др.
Можно поручить кому-то подготовить импровизацию заранее, а затем показать ее сверстникам. Так, ребенок обращается к товарищам: «Хотите посмотреть, как хомячок умывается?»
Педагог должен хватить воспитанников за умение наблюдать, подмечать характерные детали, за оригинальность импровизаций.
В играх – драматизациях многие дети на 5-м году жизни утрачивают найденные изобразительные решения, так как одновременное проговаривание текста и игровые действия вступают в конкурентные отношения. К концу старшего дошкольного возраста удается достичь известной синхронности между словом и жестом.
Всестороннему развитию детей, укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе дошкольного учреждения способствуют театрализованные представления, в которых участвуют воспитанники всех групп.
Лучше, если основными участниками представления станут дети среднего и старшего дошкольного возраста. Самые старшие воспитанники вместе с педагогом будут помогать ставить и оформлять наиболее сложные номера спектакля.
Успех представления зачастую зависит не только от того, как оно подготовлено, от качества сценария, но и от некоторых существенных на первый взгляд моментов. Так, спектакль не следует затягивать. Оптимальное время – 25 – 35 мин. Количество зрителей и участников – 2 – 3 группы и гости – взрослые. Важно, чтобы на протяжении всего спектакля в нем были заняты все дети. Необходимо также предусмотреть приемы, позволяющие зрителям стать активными участниками спектакля: можно предложить гостям что – то произнести в слух (волшебное заклинание типа «Крибле-крабле-бумс!», спеть, похлопать в ладоши в такт мелодии и т. п.
По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, рассказать что конкретно было сделано каждым ребенком.
Детей старшего дошкольного возраста учат придумывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев. Воспитатель заслушивает сказки сам или поручает провести эту работу жюри. Жюри решает вопрос о самых интересных вариантах сказок. С лучшими сказками (2-3) авторы выступают на вечерах развлечений, на празднованиях дней рождений.
Дети готовят подарки сотрудникам детского сада к общенародным праздникам, юбилеям. Педагог объясняет, как принято дарить подарок, что при этом можно сказать, привлекает воспитанников к обсуждению сценария поздравления (что и как надо сделать, чтобы поздравили все дети, какие слова можно говорить хором, что можно пропеть и т. д.).
Приобретенные умения закрепляются, совершенствуются в самостоятельных играх детей, в частности в настольно – печатных.
Целесообразно сделать специальные «волшебные» кубы по типу те, что используются для повторения программного материала по звуковой культуре речи. На гране кубов наклеиваются картинки. Водящий с закрытыми глазами поворачивает куб. «Крутись, вертись, на бочок ложись», - приговаривают дети. На сигнал «стоп» водящий останавливает куб, открывает глаза и, ориентируясь на верхнюю картинку, изображает то, что там нарисовано. Он может домыслить сюжет, развить его. Например, на картинке изображены ежик и рядом с ним гриб. Ребенок, изображая ежа, показывает, как он перегрыз ножку гриба, наколол его на иголки и понес. Дети оценивают выступление и решают, можно ли дать исполнителю фишку. Затем с помощью считалки выбирается новый водящий. Победителем объявляется тот, у кого к концу игры окажется больше фишек.
На гранях кубов могут быть наклеены иллюстрации к знакомым детям стихам, сказкам. В этом случае водящий должен прочесть наизусть стихотворение, пересказать достаточно полно и выразительно один из эпизодов сказки.
Дети 6-го и 7-го года жизни могут самостоятельно загадывать друг другу загадки. Эта самостоятельная речевая деятельность протекает в форме игры. Загадав загадку, ребенок получает фишку. Дошкольник, нашедший отгадку раньше других, также получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее число фишек. Каждый участник игры имеет право загадать не более трех загадок
Полезны игры, позволяющие детям упражняться в произнесении скороговорок и считалок. Для такой игры следует подобрать 2 картинки, содержание которых будут подсказывать ребенку, что ему требуется вспомнить и рассказать. Например, на одной картинке могут быть изображены дети, стоящие в кругу, и один в центре (выбор водящего с помощью считалки). На другой картинке могут быть нарисованы дети, которые что-то рассказывают (ребенок, получивший эту картинку, должен будет сказать скороговорку).
Играют 4 или 6 человек, разделившись на 2 группы. Дети сидят за столом, на котором под салфетками разложены картинки, или стоят вокруг него. Все по очереди достают из под салфеток картинки и выполняют соответствующие задания. Если ребенок произнесет скороговорку или считалку правильно, четко, в нужном темпе, он получает две фишки. Если допустит неточность – то одну. За новую (незнакомую всем) считалку, скороговорку получается дополнительная фишка. Побеждает группа набравшая больше фишек.
Вначале игру ведет педагог. Он помогает детям освоить правила, следить за их выполнением. Далее роль судьи (арбитра) поручается ребенку.
Настольно-печатные игры является действенным средством развития объяснительной речи. Вначале воспитатель помогает освоить правила новой игры детям малоразговорчивым, недостаточно инициативным. Затем просит их объяснить правила своим друзьям и далее всем, кто захочет освоить игру.
Необходимо предоставлять детям возможность использовать полученные задания и умения в нестандартных условиях. Примером последних являются праздничные утренники, вечера развлечений. Старшие дошкольники должны не только активно участвовать в организуемыми взрослыми мероприятиях, но и помогать педагогам вести праздник. В частности, они могут предложить сверстникам или младшим по возрасту детям посоревноваться в быстроте и ловкости, отгадывания загадок, решение разнообразных логических задач, произнесение скороговорок и прочее.