Юлия Белова
Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Публикация «Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровьесберегающие технологии.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада; воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. А также содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Медико – профилактические;
Физкультурно – оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.
В практике работы педагога ДОУ существует множество способов применения здоровьесберегающих технологий : беседы, игры, физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания и т. д. В данной работе я приведу несколько примеров реализации здоровьесберегающих технологий в моей работе.
Одной из важных технологий обучения здоровому образу жизни является образовательная деятельность из серии «уроки здоровья». Беседа «Наши верные друзья» была проведена в старшей группе детского сада. Целью данной деятельности было ознакомление со способами сохранения своего здоровья, обогащение активного словаря, формировать навыки способности чувствовать и понимать себя и других, развивать творческие способности в процессе коммуникативной деятельности.
Беседа содержала обсуждение верных помощников нашего здоровья, перечисление всех факторов опасности для нашего здоровья, ознакомление с полезностью подвижного образа жизни. Заучивание таких знаменитых фраз как: «Чистота - залог здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух». Вся беседа проходила с использование демонстративных материалов, физкультминуток, что так же является одним из видов здоровьесберегающих технологий. Отгадывание загадок о полезных подвижных играх, и в завершении данной деятельности рисование атрибутов для какой либо подвижной игры: мяч, волан для игры в бадминтон, теннисную ракетку, скакалку, спортивный обруч и т. п.
Результатом данной образовательной деятельности стало появление в речи воспитанников таких фраз, как свежий воздух, болезнь грязных рук, режим дня, биологический ритм, кислород, бодрость. А так же понимание того, что соблюдение всех правил приводит к сохранению и обогащению своего здоровья.
Дежурство в старшем дошкольном возрасте является одним из способов формирования культурно-гигиенических навыков, что также влечет за собой сохранение здоровья. В этом возрасте дежурство – это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. У детей формируется понимание всего процесса, связанного с приемом пищи, а также появляется желание благодарить дежурных и помощника воспитателя за завтрак, обед, полдник. Повышается культура взаимодействия детей в группе, и как следствие, в семье.
Как известно, игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Существует огромное множество дидактических игр направленных на здоровьесбережение воспитанников. Домино «С утра до вечера» направлено на закрепление знаний о правильном режиме дня у детей старшего возраста. Игра состоит из карточек, на каждой из которых изображены две картинки. В игре может участвовать от 2 до 5 детей. Начинает игру тот, у кого карточка, с изображением начала дня с обеих сторон. Дети вступают в игру по очереди. Если у ребенка нет нужной карточки, он пропускает свой ход.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не выложит все свои карточки.
Игра получила большой отклик среди детей нашей группы. Воспитанники самостоятельно собираются и в домино. Происходит закрепление знаний режима дня, и желания его соблюдать, а также развитие внимания, памяти, логического мышления. Таким образом, формируется и нравственное здоровье дошкольников.
Еще одним не маловажным методом здоровьесбережения являются консультации для родителей. Огромное множество тем для консультаций можно подобрать по данной педагогической технологии. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.). Результатом такого вида деятельности становится обогащение здоровья воспитанников, как физического, так и нравственного. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, содействие со стороны родителей становлению культуры здоровья детей.
Таким образом, проводимая мною работа позволяет привлечь родителей и детей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.