Глухова Галина Петровна
Методические рекомендации по разучиванию народных игр и плясок.
▼ Скачать + Заказать документы
Проводя с детьми народные игры, пляски, музыкальный руководитель так же, как в играх и плясках под классическую музыку, ставит своей задачей воспитание в детях умения правильно воспринимать и передавать в движении характер музыки.
Музыкальный руководитель помогает детям понять содержание плясовых движений, соединяя их с определенным эмоциональным образом. Например, выставление ноги на каблук в русской пляске является выражением плясового задора; ему соответствует обычно такое же задорное выпрямление корпуса с поднятой головой.
Публикация «Методические рекомендации по разучиванию народных игр и плясок,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Обучение элементам народных плясок нужно проводить систематически и последовательно. Начинать надо с наиболее близкой и понятной ребенку родной пляски. Выбирать те элементы этой пляски, которые меньше всего отличаются по форме от основных, привычных ребенку движений, и строить на них первые плясовые упражнения. Например, шаг на всей ступне знаком детям уже с младшей группы по играм в «поезд», «автомобили» и т. п. В старших группах, а отчасти уже в средней группе этот шаг используется в русской пляске.
Музыкальный руководитель постепенно подготавливает детей старшей группы к освоению основного элемента русской пляски – переменного шага. Переменный шаг представляет для детей значительные трудности, во-первых, в связи с его сложным ритмом, во-вторых, в связи с постоянной сменой ног. Уже в средней группе дети в некоторых плясках, хороводах исполняют заключительные «три притопа», отвечающие ритмическому рисунку конца многих народных плясовых мелодий. В старших группах предложить детям плясовое упражнение на песню «Ах ты, береза». Под припев ее дети исполняют движение «три притопа», попеременно, то с правой, то с левой ноги. Так они осваивают затрудняющий их ритм переменного шага и учатся сменять ногу. Такого рода упражнения подводят детей непосредственно к переменному шагу.
Постепенно показывать детям более сложные элементы, именно: шаг с подскоком – любимое движение детей, выражающее яркий плясовой подъем, задор; «полуприсядку» и «ковырялочку», которые даются в упрощенной форме: подпрыгивание в них заменяется пружинным сгибанием колен. «Полуприсядка» может исполняться на месте и вперед, «Ковырялочка» всегда соединяется с «тремя притопами», позволяющими сменять ногу.
Музыкальный руководитель показывает детям разнообразные положения рук, встречающиеся в русской пляске : руки поставлены на пояс, пальцы сжаты в кулак; руки скрещены на груди; руки спокойно висят вдоль туловища (употребляется девочками в начале пляски); руки слегка приподняты в сторону – назад. При этом пальцы, кроме большого, прижимаются к ладони, а большой палец торчит в сторону; руки раскрыты в стороны, плечи отведены назад.
Когда мальчик выходит плясать, он может идти простым размашистым шагом, сильно размахивая руками.
Девочки в русской пляске часто держат в руке платочек. Они могут им слегка помахивать или сильно взмахивать вверх и вниз. Иногда девочка держит платочек, сложенный уголочком, обеими руками, подняв при этом руки вперед и согнув их в локтях. Танцуя, девочка плавно переводит руки то вправо, то влево. В хороводах девочки часто держатся не за руки, а за уголки платочка.
Мальчики пробуют плясать вприсядку. Это движение характерное для русских, украинцев и белорусов, составляет принадлежность мужской пляски. Ни женщины, ни девушки вприсядку никогда не пляшут. Иногда в «свободной» пляске девочки, глядя на мальчиков, тоже пробуют плясать вприсядку, в этом случае музыкальный руководитель должен объяснить им, что вприсядку пляшут только мальчики. Ввиду ее сложности присядка в объем навыков не включается.
Обучению элементам народной пляски помогают игры под народную музыку с включением плясовых моментов. В них дети упражняются в исполнении и комбинировании известных им элементов данной народной пляски (например, игра «Плетень»). Первая часть игры носит хороводный русский характер; в шагах и поклонах дети должны соблюдать характерные особенности хоровода - идти свободным, устремленным шагом, кланяться плавно. Музыкальный руководитель объясняет детям, что поклоном они приглашают других детей плясать вместе с ними или «благодарят за приглашение».
До проведения игры показать детям, как браться за руки «корзиночкой», сначала в небольших шеренгах по 4 – 6 человек.
Во второй части игры музыкальный руководитель меняет плясовые мелодии : иногда играет «Из – под дуба», иногда «Ах, вы, сени», «Пойду ль я, выйду ль я», «Полянка» и др. и следит, чтобы по мере освоения детьми разных элементов русской пляски они включали их в свои движения.
Большую помощь в работе над народными плясками оказывает показ детям этих плясок в исполнении взрослых (воспитателей, родителей, гостей). Часто, увидев на празднике пляску в исполнении взрослого, дети сами разучивают запомнившиеся движения и вносят их потом в свою пляску.