Татьяна Мартюшевская
Методические рекомендации «Игра для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация игр для дошкольников.
Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой).
1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) :
Самостоятельные игры:
Игра – экспериментирование
Самостоятельные сюжетные игры:
Сюжетно – отобразительные
Сюжетно – ролевые
Режиссёрские
Театрализованные
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:
Сюжетно-дидактические
Подвижные
Публикация «Методические рекомендации „Игра для дошкольников“» размещена в разделах
Музыкально-дидактические
Досуговые игры
Игры – развлечения
Интеллектуальные
Празднично – карнавальные
Театрально – постановочные
3) Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
Традиционные или народные.
Сюжетно-ролева игра
В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой). Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников:
Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм : предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками, простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.
2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).
Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)
Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.
Требования к проведению игры:
В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно - игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т. д.
Направления руководства игрой Задачи руководства игрой
Обогащение содержания игры 1. Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.
2. Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.
Формирование предметных способов решения игровых задач 3. Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.
4. Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями.
5. Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.
6. Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.
7. Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы.
Развитие самостоятельности 8. Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.
9. Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.
Побуждение к взаимодействию в игре 10. Поощрять интерес к играм сверстников.
11. Приучать играть, не мешая друг другу.
Усложнение задач руководства игрой
Направления руководства игрой Задачи руководства игрой
Обогащения содержания игры 1. Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи.
2. Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми
Способы решения игровых задач 3. Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач.
4. Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли.
5. Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы
Взаимодействие в игре 6. Побуждать ставить игровые задачи сверстникам.
7. Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия.
8. Поддерживать длительное взаимодействие в игре
Самостоятельность 9. Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.
10. Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.
11. Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре
Важно:
Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении
для развития игровой деятельности детей
Критерий Оценка
Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой
Достаточное количество игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр
Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей
(конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов)
Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек
(игрушки, транспортные средства, фигурки и т. д.)
Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками
и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов
Эстетичность и доступность в оформлении уголка природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с данной возрастной группой
Наличие книжного уголка (наличие книг по программе или в соответствии с целями и задачами воспитательно-образовательной работы педагогов; иллюстраций и сюжетных картинок)
Оборудование уголка театрализованных игр различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами
Наличие центра интеллектуального развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, игры для сенсорного развития, развития речи и т. д.
Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно-продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с возрастной группой
Оформление помещения с учетом двигательной потребности детей (пространство для свободного перемещения, наличие уголка для физкультурных игр