Получи документы

Методические рекомендации «Психогимнастика. НООД по музыке в ДОУ»

Жанетта Кастерпалу
Методические рекомендации «Психогимнастика. НООД по музыке в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Психогимнастика – это особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии : суггестативные (основанные на внушении, тренировочные разъясняющие. (М. И. Буянов). приёмы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: всё хорошо в меру и всё хорошо в комплексе.

Публикация «Методические рекомендации „Психогимнастика, НООД по музыке в ДОУ“» размещена в разделах

Определение психогимнастика по М. И. Чистяковой – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). В психогимнастике придаётся большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.

Во время занятий психогимнастикой, что проводится мной на практике с детьми, посещающими театральный кружок, в основном использую бессловестный материал, хотя поощряю словестное выражение детьми своих чувств. Ведь назвать – значит более или менее понять. Дети, занимающиеся психогимнастикой легче общаются со сверстниками, легче выражают свои чувства, лучше понимают чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

В результате эволюции человека за определёнными ощущениями и чувствами закрепитьхарактерные моторные реакции. Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.

Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимико-выразительным свойствам речи.

Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека: радость, недовольство, гнев. Уже у младенцев на лице отражаются эмоциональные переживания: горе, страх, интерес, печаль, удивление. Выражение лица играет важную роль в общении. Умственно отсталые дети заметно хуже, чем дети с нормальным интеллектом, распознают чувства на лице другого человека. Довольно часто бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций наблюдается у детей с задержкой в развитии.

Наряду с мимикой дети используют жесты, которые делятся на: условные, указывающие, подчёркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные жесты.

Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Могут ли 5ти – 6ти летние дети произвольно принимать условленную позу? На занятиях детям было предложено показать, как бы они выглядели, если бы им было холодно, или заболел живот. Большая часть детей сдвигает плечи вперёд, сжимается, сгибается, а меньшая сохраняет корпус расправленным, т. е. не справляется с заданиями. При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.

Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми.

Внимание детей, отстающих в развитии, привлекается к какому-то одному компоненту выразительности: «Он так удивился, что даже брови у него поползли на лоб». (Этюды «Удивление», «Сердитый дедушка», «Солённый чай»).

Одновременно с мимикой, ребёнок учится называть свои чувства. Ему становятся понятны слова: интерес, удивление, радость, горе и т. п.

Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит в проигрывании этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений. На своих занятиях я провожу мини-конкурсы типа: «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт», играем в игру «Кто это». Два ребёнка сидят или стоят на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Третий должен определить, кто из них боится, кто грустит, на чьём лице мимика отвращения, а на чьём удовольствие. Эти игры доставляют детям много радости, хотя и представляют собой интенсивный тренинг. Для опознания эмоций и умения их называть рекомендую этюды М. И. Чистяковой: «Маленький скульптор», «Скульптурная группа», «В магазине зеркал».

Основные эмоции ребё нка:

1. Интерес;

2. Радость;

3. Удивление;

4. Печаль;

5. Отвращение;

6. Презрение;

7. Гнев;

8. Страх;

9. Стыд.

Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Этюды помогают детям избавится от чувства вины, снятия страхов, помогает адаптироваться в новой среде (в нашем случае в школе).

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умирить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения, социализируют ребёнка. Выработка механизмов торможения подкрепляется упражнениями под музыку.

Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние. Музыка может служить фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ЧТО СЛЫШНО?

Предложить детям послушать, что происходит за закрытой дверью и рассказать. Эта игра развивает умение быстро сосредотачиваться.

2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН.

Дети шагают под «Марш». Затем на слово «Зайчики», дети должны начать прыгать, «Лошадки» - ударять «копытом» об пол, «Раки» - пятиться, «Аист» - стоять на одной ноге. Эта игра стимулирует внимание.

3. КАНОН.

Цель: развитие волевого внимания.

Играющие идут по кругу, держась за руки. Останавливаются по сигналу ведущего. Один приседает и встаёт, второй хлопает в ладоши, третий приседает и встаёт и т. д.

Игры на развитие памяти.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий простукивает карандашом ритмическую фразу и предлагает одному ребёнку повторить. Остальные внимательно слушают и оценивают: верно – поднимают большой палец вверх, неверно – опускают большой палец вниз.

2. ЗАПОМНИ СВОЁ МЕСТО.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить своё место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

Игры на развитие наблюдательности.

1. ВОТ ТАК ПОЗЫ.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомниь и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

2. ХУДОЖНИК.

Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кто будет «рисовать». Отворачивается и даёт его словесный портрет.

3. В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ.

В магазин с зеркалами забежала обезьянка. Она увидела себя зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить рожицы. Дети – зеркала повторяют все движения за обезьянкой.

Игры соревновательного характера.

Такие игры пробуждают активность каждого ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих.

1. ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ.

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова, последний – хвост. Первый пытается поймать последнего, остальные цепко держатся друг за друга.

2. СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ.

Играющие сидят на стульчиках. У противоположной стороны стоят тоже стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть,

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

С окончанием слов ведущего, дети бегут и садятся на противоположные стульчики. Проигрывает, оставшийся без стульчика.

Этюды на расслабление мышц.

1. ШТАНГА.

Ребёнок поднимает «тяжёлую штангу». Потом бросает её. Отдыхает.

2. СОСУЛЬКА.

У нас под крышей держат руки

Белый гвоздь висит. над головой.

Солнце взойдёт, резко опускают руки вниз

Гвоздь упадёт. и садятся на корточки.

Используемая литература

1. Чистякова Маргарита Ивановна «Психогимнастика»/под. ред. М. И. Буянова. м., Просвещение. Владос, 1995 г.

2. Изард К. Е. Эмоции челоека. М., 1980 г.

3. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985 г.

Публикации по теме:

Обзор стихов и методические рекомендации к нимОбзор стихов и методические рекомендации к ним Я издала 3 сборника стихов: "Сказы старого деда", "Звёздочка в гостях", "Выводила зорька солнышко несмело". Стихи из этих сборников я все.

«Куклы — это серьезно!» Методические рекомендации для педагогов По мере взросления ребенка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задает образ взрослого.

Методические рекомендации для организации детей при пении Правильная организация и размещение детей во время занятия по пению имеют существенное значение. Основное условие – это постоянный контакт.

Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм остается.

Методические рекомендации по организации досуговой деятельности Методические рекомендации по организации досуговой деятельности. Решению задач физического воспитания в детском саду «Солнышко» г. Уварово.

Методические рекомендации по разучиванию народных игр и плясок. Проводя с детьми народные игры, пляски, музыкальный руководитель так же, как в играх и плясках под классическую музыку, ставит своей задачей.

Методические рекомендации «Игра для дошкольников» Классификация игр для дошкольников. Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой). 1. Игры, возникающие.

Методические рекомендации «Пора в детский сад». «Пора в детский сад» Я долгое время работаю с детьми раннего возраста. Многие малыши успешно прошли адаптацию к детскому саду на моих глазах.

Методические рекомендации для воспитателей «Сказкотерапия» Методические рекомендации для воспитателей Все мы знаем, что очень важно воспитателю читать детям сказки или другие литературные произведения,.

Методические рекомендации по созданию памятки «Моё здоровье» Разработала педагог МБДОУ «Детский сад № 226» высшей квалификационной категории ЯркинаТ. В. Сохранить здоровье человек может только при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Психогимнастика. НООД по музыке в ДОУ»
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 22:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Психогимнастика. НООД по музыке в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Жанетта Кастерпалу (УИ 191502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД