ольга диброва
Методические разработки к проекту «Тропинка в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе реализации проекта «Тропинка в школу» мы попробовали объединить творческие усилия учителя-логопеда и специалистов ДОУ с целью создания условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей через театрально - игровую деятельность. Для этого были разработаны конспекты игр и занятий, логосказки, консультации для родителей и др. Буду рада, если наш опыт окажет помощь логопедам и воспитателям детских садов.
Обучающее групповое занятие для детей и родителей
«В ГОСТЯХ У ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»
Цели:
Темочки:
1. Дать представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “Сказки о Весёлом Язычке”.
2. Развивать внимание, память, фонематический слух, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, связную речь.
3. Расширение активного словарного запаса.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, стихотворные тексты в мультимедийном варианте.
Ход
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к необычному герою. А к кому вы сейчас сами мне скажите:
Если б не было его
не сказал бы ничего!
- Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Это самый главный орган речи.
- Ребята, а как вы думаете, а какие еще органы помогают нам разговаривать?
1 слайд: “Кто в домике живёт?”
- Правильно, еще нам помогают губы, зубы.
2 слайд: Знакомство с органами речи. “В гостях у Весёлого Язычка”
- Еще к органам речи относятся: нёбо, альвеолы (бугорочки за зубами, маленький язычок, верхняя и нижняя челюсти, голосовые связки. (Показ на схеме)
- Сегодня Весёлый Язычок вас познакомит со своим уютным домиком.
А Весёлый он, потому что будет вам показывать интересные упражнения. А помогать ему будут ребята.
- Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы, затем вторую дверку (зубы).
(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.
3 слайд: Упражнение “Лопаточка”
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два. Три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- Разогрелся Язычок на солнышке, ручки-ножки вытянул и стал похож на струнку или на Иголочку.
4 слайд: Упражнение “Иголочка”
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
- Позагорал и опять спрятался в домик.
Снова выглянул из домика Язычок.
Посмотрел направо, потом налево.
Ему это очень понравилось и закачался он словно маятник на старинных часах.
5 слайд: Упражнение “Часики”
Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Покачался. Покачался и в домик спрятался. Посмотрел дома на потолок, а там паутина висит. Решил он ее убрать. Взял веник и стал им двигать вперед-назад, как маляр кистью, когда красит что-то.
6 слайд: Упражнение “Маляр”
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад -
Наш маляр работе рад!
- Хорошо потрудился, устал Язычок, сел чай попить. Выбрал самую красивую чашку.
7 слайд: Упражнение «Чашечка»
Язык широкий положи,
Его в чашку преврати,
Чашку на губе держи,
Осторожно в рот вноси.
- А чай Язычок пил с вареньем.
8 слайд: Упражнение “Вкусное варенье”
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
- Посмотрите на картинку и подумайте, с каким вареньем пил чай Язычок? (С яблочным, сливовым, клубничным, грушевым)
Отдохнул язычок и опять решил порезвиться. Выглянул в окошко и увидел там девочку, которая качалась на качелях. И он тоже покачался.
9 слайд: Упражнение “Качели”
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
До крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
- Потом он поиграл в футбол.
10 слайд: Упражнение “Футбол”
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть -
Мяч в ворота забивать!
Потом решил скатиться с горки.
Домик Язычка стоял на опушке леса. Отправился Непоседа туда. На полянке росли грибы.
11 слайд: Упражнение “Грибок”
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы?
- Обрадовался Язычок, что нажарит на ужин грибов. Но он не знает, какие грибы можно собирать, а какие нет. Давайте, ребята, ему поможем. Ребята, назовите съедобные и несъедобные грибы, которые вы знаете.
- Устал Язычок и отправился домой. Идти не может. Увидел на лугу лошадку. Попросил ее. Чтобы она его довезла до домика.
12 слайд: Упражнение “Лошадка”
Я лошадка Серый Бок!
Цок – цок – цок - цок.
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок – цок – цок!
- Вот наш Язычок и дома! Решил он на прощание всем вам поиграть на гармошке, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!
13 слайд: Упражнение “Гармошка”
К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
- Ну вот, ребята, сказка закончилась! Молодцы! Все очень хорошо повторяли упражнения.
Логосказка «КОЛОБОК - НЕДОПЕЧЁННЫЙ БОК»
Цель: Всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Задачи:
6. Развитие слуховых и зрительных представлений.
7. Совершенствование двигательных навыков.
8. Совершенствование координации речи с движениями.
9. Закрепление правильного произношения звуков в речи.
10. Воспитание гражданско – патриотического чувства через народное творчество.
Действующие лица: Колобок, Дед, Баба, Лиса, Заяц, Волк, Медведь.
Ход занятий.
Ведущий - Здравствуйте. Ребята, я хочу загадать вам загадки. Слушайте.
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса,
Кто же это (Лиса)
2. По полю скачет- ушки прячет,
Встанет столбом, ушки торчком
или (Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год,
Шуба серая для лета.
Для зимы другого цвета.) (Заяц)
3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
4. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
А попробуйте отгадать. Кто это:
Его имя начинается со звука [к] и заканчивается звуком [к].
Если дети не отгадывают сразу, делаю подсказки. Это Колобок.
Ведущий: Вот об этих героях, про которых вы отгадали все загадки, я хочу рассказать вам одну историю.
Жили- были в одной деревне старик со старухой.
Бабка с дедкою вдвоём Жили в домике т в своём.
И сказать о них нам нужно:
Жили вместе они дружно.
Вот зима уже проходит,
А еды запас уже проходит.
Хоть весна стучится в дверь,
В доме голодно теперь.
На печи они сидят,
О еде лишь говорят.
Дед толкает бабку в бок:
Дед: Испеки мне колобок
Баба: Я давно бы испекла,
Да что- то приболела я.
Ведущий: Делать нечего, решил Дед сам Колобок испечь.
Дед: Скатал я колобок, в печку поставил.
- Вот испечёшься, Колобок, станешь румяненький, красивенький.
Ведущий: Вдруг Колобок из печи как выскочит. Один бочок у него недопечённый, а другой подгоревший.
Баба: Положу – ка на окошко,
Пусть остынет хоть немножко.
Ведущий: Положили на оконце,
Чтоб подальше был от солнца
Охладить недопечённый бок.
Колобок лежал немного
И решил пора в дорогу.
Колобок: Ай, да бабка! Ай, да дед!
Съесть меня решили? Нет!
Здесь остаться не могу,
Лучше в лес я убегу.
(исполняется песня)
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Не попался на зубок
Вот какой я Колобок.
На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я, Колобок,
Жаль, что я не голубок!
Припев:
Все: Колобок, колобок
Ну куда ты дружок?
Ну какой тебе прок
Убегать за порог?
Остановился, увидел на поляне Зайца.
Тот что-то бормочет, записывает в блокнот.
Исполняется песня «Заяц белый».
Заяц белый, заяц белый
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, я скакал»
Колобок: Привет, Ушастый!
Ты чем здесь занимаешься?
Заяц: Я зайчик – поэт. Я здесь стихи сочиняю. Вот послушай…
Колобок: Да слышал уже. А я Колобок – недопечённый бок, а ещё я лучший поэт в мире. Хочешь – про тебя сочиню:
Живёт в лесу лохматый зверь, он всех ушастей и страшней! У-у-у!
(Заяц падает в обморок)
Колобок: Вот что настоящие стихи делают. Ну, ладно, не пугайся, Ушастый! Ты дружи со мной и я научу тебя стихи придумывать. А теперь я прочту тебе самые гениальные стихи в мире:
Я Колобок, недопечённый бок,
Я от бабушки убёг…
Заяц: Колобок! Надо говорить не «убёг», а «убежал».
Колобок: Вот как дам, так сразу убегёшь.
Заяц убегает.
Вот так друг. Уж и пошутить нельзя. Просто взял и убёг… а может всё-таки «убежал».
Машет рукой
Поёт песню.
Снова мчался Колобок
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок-
Похвалялся Колобок
Все - припев.
Выходит Волк. Звучит фонограмма пения птиц. Волк дирижирует.
Поё т:
Деревья распускаются,
Звери ждут весну
Ну, а волку серому
Скучно одному.
Спрятался куда-то
Весь лесной народ
Кто же по тропиночке
Навстречу мне идёт?
Колобок: Здорово, серый!
Чем это ты тут занимаешься?
Волк: Здравствуйте! Я волк. Мы с моими друзьями- птичками, разучиваем новую песню.
Колобок: Фу, до чего скучные песни вы поёте.
Я- Колобок, недопечённый бок, самый пресамый лучший певец.
Волк: Ладно, пой!
Да только быстро!
Ох люблю, я вас, артистов.
Колобок: (поёт)
Я весёлый Колобок,
Колобок румяный бок.
По сусекам я скребён
На сметане я мешён
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайчика ушёл,
А от тебя волк и подавно уйду.
Колобок катится, волк убегает.
Ведущий: Укатился Колобок
Замелькал недопечённый бок
Волк скорей за ним погнался,
Но, увы – ни с чем остался.
А навстречу ой, ой, ой
К нему медведь идёт большой.
Поют
Трещат кусты под лапою
Под лапою мохнатою
Берегись, народ лесной,
То медведь идёт большой
Ну, а это кто такой?
На тропиночке лесной?
Колобок: Здравствуй, Толстый!
Ты чем тут занимаешься?
Медведь: Я учу цветочки танцевать.
Хочешь, и тебя научу?
(танцуют)
Ритмическая мозаика «Плюшевый медвежонок»
Колобок наступает мишке на лапу.
Мишка плачет. Колобок встаёт,
пренебрежительно отряхивается.
- Что, дружище, устал?
Ну, отдыхай!
(иронией) : Уронили Мишку на пол
Оторвали Мишке лапу.
Мишка плачет, уходит.
Ведущий: А навстречу ой, ой, ой
Шла Лиса тропой лесной.
Лиса (поёт)
Все зовут меня сестрицей,
Это просто небылица!
Я коварна и хитра.
А зовут меня Лиса.
(увидев Колобка)
Это кто передо мной
На тропиночке лесной?
У него недопечённый бок…
Да ведь это Колобок.
Колобок: Привет, рыжая.
Я тут в лесу самый главный
А ты кто?
Лиса: Здравствуй самый – пресамый. Вы где же это воспитывались? В какой печи испекли, такого неуклюжего? Это уж не вы ли тот самый круглый, грубый и хвастливый неумеха, про которого все в лесу говорят?
Такого съешь и отравиться недолго, но попробовать можно.
Лиса догоняет Колобка, хватает его.
Ведущий: Ребята! Лиса ведь сейчас съест Колобка! А вам не жалко? Давайте возьмём его в нашу группу и поможем ему. Научим его петь, и танцевать, и стихи сочинять. С вами он научится хорошим манерам, научится дружить с другими. А в сентябре вместе с вами пойдёт в школу.
Дед: Как хорошо, что у нашей сказки не печальный конец.
Все: А кто слушал – молодец!
Все исполняют танец «Добрый жук»
Уходят в зал парами.