Тамара Сыромятникова
Конспект экологического занятия на тему: «Лесная тропинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экологического занятия на тему:
(старшая группа компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи).
Воспитатель: Сыромятникова Тамара Фё доровна Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
• Систематизировать и углублять знания детей о диких животных (медведь, волк, лиса, лось, рысь, кабан, заяц, белка)
• Обогащать словарный запас детей: травоядные, хищники, рогатый, пятнистая, свирепый.
• Знакомить со средой обитания и внешним видом диких животных
Публикация «Конспект экологического занятия на тему: „Лесная тропинка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развивать речевой слух, умение подбирать и произносить слова-определения индивидуально для каждого животного
• Различать на слух однокоренные слова
• Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадок и выполнении заданий на логику
• Воспитывать интерес к жизни диких животных, понимать значимость бережного отношения к природе каждого человека
Материал: слайды к занятию, паровозик с буквами, фонограмма «Звуки леса», фонограмма песни «Весёлый паровозик», билетики.
Ход
Дети стоят недалеко от экрана. 2 слайд - на экране коллаж из картинок диких животных).
Воспитатель: ребята, нас пригласили в гости, и если вы разгадаете, что нарисовано на картинке, то узнаете, кто нас пригласил в гости ( дети называют узнанных животных: лось, медведь, лиса, олень, соболь, рысь). Скажите, а как можно их всех назвать одним словом (дикие животные).
На экране 3 слайд - появляется лесная тропинка и фонограмма «Звуки леса»
Воспитатель: по тропинке в лес пойдем и встретимся с дикими животными сибирского леса. Их еще называют дикие звери
• Почему их называют дикими животными? ( предполагаемые ответы: потому что живут в лесу, сами заботятся о себе, сами добывают себе еду, сами устраивают себе жилища, заботятся о своём потомстве)
4 слайд – коллаж из растений: грибов, ягод, кустов, травы.
Воспитатель: присядем ребята и посмотрим, чем богата наша тайга ( предполагаемые ответы детей: много ягод, грибов, много разных деревьев, цветы и травы, орехи и т. п.).
• Тайга наша очень богата и каждый зверь может найти в себе пропитание. Посмотрите на картинку и назовите, кто, чем лакомится в тайге? ( дети: лоси, зайцы и олени лакомятся ветками деревьев и кустарников, а также любят жевать траву; белки и бурундуки любят грибы, ягоды и орехи; медведь тоже любит грибы, ягоды и орехи).
• А зачем в лесу нужен мухомор? Ведь это ядовитый гриб. Оказывается, что животные используют его, как лекарство – заболеет кто-нибудь, найдет мухомор, полижет его и выздоровеет.
• Те звери, которые питаются только растениями, то есть тем, что растет в лесу, называются травоядными животными
5 слайд - 2 набора картинок животных разделенные чертой.
• А чем питаются такие животные, как волки, лисы, рыси (дети отвечают, что они ловят зайцев, птиц, мышей).
Посмотрите на экран. На картинке животные как бы разделились. Расскажите, что вы знаете о тех животных, которые находятся в верхней левой части (дети рассказывают о том, чем питаются эти животные).
Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей: волк не ест грибы и траву, а охотится на зайцев и коз, лиса тоже ловит и питается зайцами, мышами, птицами; рысь тоже ловит и питается мелкими животными. Те животные, которые охотятся и питаются животными, которые не могут от них защититься называют – хищниками.
Дети на 6 слайде рассматривают хищников, их зубы, клыки, лапы и когти.
• Посмотрите, какие у хищников острые зубы и клыки, мощные лапы, страшные когти. Как вы думаете, зачем они им нужны (чтобы охотиться).
Хищники очень опасны и травоядные животные об этом хорошо знают, поэтому используют все средства самозащиты. Расскажите, как они защищаются (умеют прятаться, быстро бегать, прыгать, лазать по деревьям, зарываться под землю).
7 слайд – лесная полянка с цветущим багульником (рододендроном).
Давайте сделаем остановку, отдохнем и поиграем в игру с мячом. Игра называется «Какое слово не подходит». Я буду называть несколько слов, которые произошли от какого-то одного, а среди них слово, похожее по звучанию, но с этими словами ничем не связано. Кому брошу мяч, тот должен будет назвать это лишнее слово.
Волк, волчий, волосы, волчонок -Лиса, лисий, лисята, лесной Белка, белочка, белый, беличий Медведь, медвежонок, медаль, медведица Лось, лосиха, лосята, лосины Кабан, кабанята, кабина, кабаний Рысенок, рысий, рысак, рысь.
Появляется 8 слайд - тропинка с фонограммой «Звуки леса»
Отдохнули, отправляемся дальше по лесной тропинке, занимайте свои места (дети садятся на стульчики).
• В тайге живут разные животные и все они такие разные. Давайте посмотрим на них и расскажем, какие они.
Слайды с9 – 15 - появляются по очереди, после того, как дети выполнят задание
• Узнали животное? Давайте расскажем о нем – какой медведь? волк? и т. д.
Медведь – большой, неуклюжий, свирепый, мохнатый, рычащий, опасный… Волк – серый, хищный, быстроногий, злой. Лиса – пушистая, рыжая, хитрая, ловкая. Лось – могучий, рогатый, копытный, длинноногий. Рысь – ушастая, пушистая, пятнистая, ловкая. Заяц – слабый, трусливый, пугливый, беззащитный, прыгучий. Белка – рыжая, маленькая, ловкая, пушистая, большехвостая.
16 слайд – заставка с надписью «Загадки»
Воспитатель - вы любите отгадывать загадки? Как вы думаете, про кого будут загадки? (ответы детей) Конечно загадки будут про жителей тайги. Если вы правильно отгадаете загадку, то это животное поздоровается с вами.
Слайды с 17 - 19 - с загадками, которые после отгадки по очереди заполняются картинками животных.
• Загадки: летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимою спит в берлоге
От мороза пряча нос
• Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Он рога несет легко
Хоть раскинул широко.
• Все иметь всегда хотят
Полосатых поросят
Забывая, что потом
Каждый станет (кабаном)
Воспитатель: вот и подходит к концу наше путешествие по лесной тропинке. Давайте обратный путь совершим на веселом паровозике. Вот он ждет нас!
Слайд 20 - с паровозиком
С помощью баннеров - имитация вагончиков с буквами «С», «В», «Б».
Воспитатель: кондуктор даст билетик только тому, кто при входе в вагон назовет животное сибирского леса, в названии которого есть такие звуки, какие буквы будут на вагончиках. «С» - лиса, лось, рысь, соболь… «В» – волк, медведь, сова, выдра… «Б» - кабан, белка, бурундук, соболь, кабан…
Дети называют слова, получают билетики, проходят и «садятся» в вагон.
Воспитатель: мы с вами побывали в гостях у диких животных сибирского леса, узнали, кто живет в лесу, как им живется в лесу. Теперь мы можем рассказать всем, как они выглядят, кто из них травоядные, а кто хищные, а самое главное, что их нужно беречь и охранять и не приносить им вреда.
Звучит фонограмма песенки паровозика, дети говорят до свидания, машут руками и уезжают в группу.