Фатима Карасова
Методические материалы по математическому развитию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Публикация «Методические материалы по математическому развитию старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Основные противоречия решаемые в проекте:
между необходимостью повышения уровня сформированности математических представлений, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.
Между реализацией воспитателями технологии работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и большой наполняемостью групп в ДОО, что значительно затрудняет индивидуализацию обучения детей, согласно требованием ФГОС.
Цель проекта:
Разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Развитие творческого мышления и познавательных способностей дошкольников.
Задачи проекта:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
-Разработать систему работы по НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».
- Создавать условия для индивидуального развития дошкольников.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности – информационный, творческий, игровой.
По содержанию – творческий, познавательный.
По числу участников – групповой.
По времени проведения – долгосрочный (2 года, 2013 – 2014г.).
По характеру контактов – дети, воспитатели, родители.
Реализация проекта:
строится на следующих принципах: системности, наглядности, интеграции, креативности, индивидуальности.
Работа с детьми строится поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы:
Первый этап: самые простые игры, цель которых в усвоении свойств геометрических фигур, форм предмета, размера, цвета; усвоение определенного круга математических понятий.
Второй этап: игры, на развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления: счет, счетные операции при помощи чисел, измерение, вычисление., направленные на изучение качественной и количественной классификации, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.
Третий этап: более сложные игры на замещение и моделирование свойств, кодирование и декодирование информации. Развитие логических операций : сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, сериация.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: изучение научной и методической литературы, характеризующую психические особенности развития детей дошкольного возраста и особенности работы с ними, создание развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей, использование игр в совместной и самостоятельной деятельности, изучение опыта работы других педагогов.