Наталья Викторовна Баринберг
Непосредственная образовательная деятельность работы по развитию связной речи старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность работы по развитию связной речи старших дошкольников.
Тема: «Зима. Признаки зимы. Птицы зимой».
Деятельность :коммуникативная
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель:закрепить в речи существительное с обобщающим значением «зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность работы по развитию связной речи старших дошкольников,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
закреплять в речи существительное с обобщающим значением «зима»;
уточнить и расширить словарь по теме (снег,мороз,идти,дуть,падать,белый,пушистый,холодный,холодно,зимующие);
учить замечать изменения в природе,сравнивать осенний и зимний пейзажи;
закреплять знание отличительных признаков осени и зимы;
познакомить с изменениями в жизни птиц зимой;
продолжать формировать умение пересказывать текст цепной организации;
учить восстанавливать последовательность предложений в тексте цепной организации.
Коррекционно-развивающие :
развивать связную речь через формирование умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями;
развивать связную речь через формирование умения пересказывать текст цепной организации;
развивать зрительное внимание,мышление при выполнении игры «Разноцветные круги»;
развивать физиологическое дыхание,направленную воздушную струю при выполнении упражнения «Снежки»;
развивать предикативную сторону речи при работе с текстами цепной организации;
развивать общую моторику и координацию речи с движением в подвижной игре «Снежная баба».
Коррекционно-воспитательные :
воспитывать умение отвечать полными,распространёнными предложениями на вопросы педагога;
воспитывать умение видеть красоту природы;
воспитывать умение внимательно слушать педагога.
Здоровьесберегающие:
способствовать укреплению физического здоровья ребёнка;
снять усталость и напряжение
Форма организации обучения: подгрупповая.
Предшествующая работа : разучивание динамической паузы, подбор и изготовление наглядно-стимульного материала.
Оборудование: игрушка обезьянка, картинки:снегири,синички,голуби,воробьи;игра «разноцветные круги»,сюжетная картина «Кормушка»,графическая схема текста цепной организации и предметные картинки к ней.
Организационный момент,объявление темы занятия -Ребята посмотрите, кто пришёл к нам на урок сегодня (Обезьянка).
Обезьянка: -Здравствуйте, ребята! Вы помните, как меня зовут? Правильно, меня зовут Чи-чи! Я приехала с доктором Айболитом из Африки. Там всегда лето и очень тепло. А у вас так красиво! Все белое, везде лежит снег. Только холодно очень. Какое это время года (это зима).Ой, как интересно! У нас в Африке никогда не бывает зимы. Вы расскажете мне, что бывает зимой?
Раскрытие темы Обезьянка: -Ребята, помогите мне разобраться, что бывает зимой, а что осенью. (На столе появляются два больших цветных картонных круга. На одном наклеена картинка с зимним пейзажем, на другом-с осенним).-Какие круги лежат на ковре (на ковре лежат белый и жёлтый круги).Какое время года нарисовано на белом круге (На белом круге нарисована зима).Какое время года нарисовано на жёлтом круге (На жёлтом круге нарисована осень).(Детям раздаются маленькие картинки, на которых изображены характерные признаки зимы и осени).
-Выберите и положите на белый круг картинки с признаками зимы, а на жёлтый-с признаками осени.
-Какие картинки лежат на белом круге (Снегирь, снеговик, снежинки, Дед Мороз).Какие картинки лежат на жёлтом круге (Красный листик, туча и дождик, овощи, грибы).
Обезьянка:-Спасибо, ребята, теперь я осень и зиму никогда не перепутаю!А что кушают дикие животные зимой (Белка запасала себе пищу осенью;волк и лиса вынуждены сами искать зимой;зайчик питается корой и ветками деревьев;медведь сосёт лапу и спит в берлоге;ёжик спит в норке).Кому из обитателей лесов и городов приходится ещё тяжелее (Птицам).Почему им труднее (Им холоднее,так как у животных тело покрыто густой шерстью,а у птиц-перьями;им голоднее,так как их пища находится под снегом,а плодов деревьев и кустарников зимой осталось мало).Как называются птицы,которые проводят зиму у нас (Зимующие).Каких зимующих птиц вы знаете (Снегири,синички,голуби,воробьи).Появляются картинки на панно.
-Как можно сделать жизнь диких животных и зимующих птиц легче (Их нужно подкармливать).(Появляется картинка).Как люди в городе подкармливают птиц (Они делают и развешивают кормушки,насыпают туда пшено,семечки,сухие крошки хлеба).
Обезьянка:-Мне очень понравился снеговик,который стоит возле нашего садика. А я знаю игру про снежную бабу,давайте в неё поиграем.
Физминутка Сегодня из снежного мокрого кома (Идём по кругу, катим перед собой воображаемый ком.)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот. (Рисовать в воздухе три круга.)
Никто не проедет, никто не пройдёт. (Грозить указательным пальцем левой,потом правой руки.)
Знакома она уже всей детворе (Идём по кругу,взявшись за руки,последние слова произносит один ребёнок,стоящий в центре круга).
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!».
Закрепление темы
Рефлексия Обезьянка:-Мои друзья в Африке обязательно попросят рассказать,что бывает зимой и во что играют зимой дети.
Логопед:-Обезьянка,послушай и постарайся запомнить. И вы,ребята,слушайте внимательно, чтобы помочь нашей обезьянке запомнить рассказ:
Пушистый белый снег лежит в парке.
В парке гуляет девочка.
Девочка слепила снеговика.
Снеговик понравился мальчику.
Мальчик принёс морковку.
Из морковки получился нос для снеговика.
Обезьянка:-Ребята,мне так понравился рассказ про зиму!Помогите мне его запомнить,чтобы я могла рассказать его своим друзьям в Африке!Пожалуйста,найдите картинки,о которых говорилось в рассказе. (Дети с помощью педагога отбирают нужные картинки и заполняют предметно-графическую схему текста).
Обезьянка:-Ребята,а ветер зимой какой бывает (Холодный,сильный,колючий).Давайте сейчас покажем,как дует ветер на снег.
Упражнение «Снежки»
Дети выходят на коврик,каждый получает комочек ваты. Комочек надо положить на ладонь,дуть не раздувая щёк,вытянув губы трубочкой.
Обезьянка:-Ой,как вы сильно дули,какие молодцы!Вот только мы случайно сдули и несколько этажей нашего домика. (На предметно-графической схеме закрываются белыми полосками бумаги второе,четвёртое и шестое предложения).Что же делать?Как я теперь смогу рассказать своим друзьям в Африке про зиму?Вы поможете мне вспомнить,о чём шла речь в нашем рассказе (Дети с помощью педагога восстанавливают последовательность рассказа и пересказывают текст).
Обезьянка:-Как с вами было весело и интересно!Я так много нового узнала!Рассказ о каком времени года мы с вами сегодня составляли?Как узнать,что наступила зима (Холодно,всё покрыто снегом).Во что зимой на улице играют дети (Дети лепят снеговика,катаются на лыжах и на санках).
Проводится оценка деятельности и поощрение работы каждого ребёнка.