Людмила Анисимова
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Познаем, исследуем, творим».
Тип проекта : исследовательско – творческий.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Проблема, решаемая при реализации проекта :
создание условий, сред и ситуаций, содействующих развитию логико – математических способностей у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта :
создание условий для логико-математического развития;
повышение у детей дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи:
учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;
развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;
развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
показать значимость геометрических фигур в повседневной жизни людей;
развивать коммуникативные способности детей.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Актуальность: основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры они вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Таким образом, актуальность данного вопроса и натолкнула на мысль создать проект «Познаем, исследуем, творим».
Перспективный план реализации проекта
Этап Содержание работы
1-организационно-подготовительный Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
•Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
•Оформление стенгазеты для родителей «Весёлая геометрия».
•Распределение заданий между участниками проекта.
•Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий, игр, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми.
•Разработка методических пособий.
2 – рефлексивно-диагностический Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
•Составления вопросника для детей на тему «Зачем нужна математика?»
•Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
•Консультация для родителей «Учим детей логически мыслить»
3 – практический
•Конструирование из геометрических фигур.
•Решение логических задач и головоломок. •Развивающие игры : «Блоки Дьенеша», «Логические цепочки», «Какая фигура следующая?», «Квадраты Никитина», «Занимательные квадраты», «Листики».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Строители»,
• «Детский сад»
Игры с использованием технологии ТРИЗ:
• «Что было бы…»,
• «На что похоже»,
• «Хорошо и плохо».
Пальчиковые игры и физкультминутки с художественным словом о геометрических фигурах, пескотерапия.
•Конкурс для детей «Сладкие фигурки».
•Конкурс рисунков на асфальте «Дорисуй фигуру».
•Аппликация с использованием нетрадиционных техник, ручной труд по теме «Формы», «Фигуры».
•Досуг «Вечер загадок и отгадок».
•Авторские сказки родителей о геометрических фигурах.
4 -заключительный Анализ достижения целей и полученных результатов:
•Обработка и оформление материалов проекта.
•Оценка результатов работы всех участников проекта.
•Развлечение для детей, родителей и педагогов «Путешествие в страну волшебных фигур».
При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. Самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Логические задачи и головоломки помогают детям освоить логическую операцию «сериации», лучше ориентироваться в пространстве. Загадки и упражнения позволят овладеть такими логическими операциями мышления, как анализ и синтез, способность рассуждать, делать выводы. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы геометрических фигур. Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Детям очень нравятся упражнения на составление фигур из счетных палочек. Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями.