Марина Заяц
Материалы из опыта работы «Экскурсия как метод социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольный период детства у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей представления об окружающем мире. необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры.
Публикация «Материалы из опыта работы „Экскурсия как метод социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Актуальность опыта «Экскурсия - как метод социализации дошкольников» заключается в формировании социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая предполагает формирование общей культуры речи, развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей перед поступлением в первый класс.
В дошкольном учреждении педагог решает следующие задачи социализации ребенка :
в сфере деятельности: овладение социальными способами обращения с предметным миром;
в сфере общения: последовательное формирование основных форм общения с взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение норм человеческих взаимоотношений;
в сфере самосознания: выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление «системы «Я».
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
Основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности человека, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей является общение.
Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсия является наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у них систему ценностных отношений. Для нас очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая).
Педагогический опыт опирается на парциальную программу социально—эмоционального развития дошкольников О. Л. Князевой «Я — Ты — Мы». Методологическую основу тематического планирования занятий составляют: парциальная программа социально — эмоционального развития дошкольников «Я — Ты — Мы», О. Л. Князевой; «Азбука общения», автор Л. М. Шипициной; «Дети — взрослые и мир вокруг них», Т. В. Виноградовой.
Цель опыта : обеспечение положительной динамики социального развития детей во время экскурсий путем совершенствования способов их практического взаимодействия с внешним миром, повышение уровня их социальной адаптированности.
Задачи:
1 Воспитание уверенности в себе, развитие инициативности у детей.
2 Развитие разных способов усвоения общественного опыта.
З Формирование социальных навыков и социального поведения.
4 Развитие языковых способностей, формирование коммуникативных средств общения.
Основными средствами решения этих задач являются:
- систематические экскурсии;
- занятия, предваряющие экскурсии;
- занятия на закрепление знаний, полученных на экскурсии.
Экскурсии являются наиболее действенным способом тренировки способности к социальной адаптации, которая представляет собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как обеспечивает возможность впоследствии адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, иметь необходимый уровень социальной адаптированности.
Общение в ходе делового сотрудничества - решающее условие овладения активной речью в ходе экскурсий : у детей расширяется пассивный и активный словарь, дети учатся задавать вопросы, употреблять распространенные предложения, учатся наблюдать, слушать. Во время экскурсий дети учатся производить мыслительные операции: сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Направленность ребенка на новые стороны действительности (практическую деятельность, познание мира, людей, их отношений) влечет за собой необходимость в новых средствах общения, а именно - в речевых. Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к способам общения отражены в ряде принципов, которые являются основополагающими:
-общение взрослого с детьми должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;
-при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;
-любые контакты и действия с детьми следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка.
Перед каждой экскурсией проводится предварительная работа по выявлению уровня имеющихся знаний и конкретизации задач последующей экскурсии.
На самой экскурсии проводится работа по следующим направлениям:
1. ознакомление с явлениями социальной жизни;
2. ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
3. ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.
В соответствии с перспективным планом работы на каждый месяц с детьми предусмотрена определенная тема.
По этим темам проводятся основные занятия с детьми.
Примерная структура экскурсий.
1 Предварительная беседа.
2 Ход экскурсии
дорога к объекту
рассматривание внешнего вида объекта
повторение и знакомство с правилами культуры поведения
рассказ воспитателя
проблемные вопросы
подведение итогов
(получение обратной связи от детей - рисунки, рассказы, схемы, сюжетно-ролевые игры и т. д.)
Любая экскурсия требует большой организационной работы и включает следующие этапы:
1. Создание установки (вначале обязательно рассказать, что будут смотреть и куда пойдут);
2. Дать детям возможность некоторое время самостоятельно рассматривать объект, выбранный для наблюдения;
3. Рассказать о наблюдаемом объекте;
4. Задать вопросы детям;
5. Создать ситуацию, в которой дети рассказали бы о том, что они наблюдали.
После экскурсии обязательно подводятся итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний.
В течение 1-2-х дней после экскурсии проводятся занятия на уточнение, закрепление и систематизацию полученных знаний и практического опыта.
В свободной деятельности дети обыгрывают предлагаемые воспитателем ситуации, участвуют в сюжетно-ролевых играх «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Мы на экскурсии» и т. п.
Экскурсии не только обогащают детей новыми впечатлениями, они тренируют их адаптационные механизмы, так как приучают к новым условиям, новым людям, к разнообразию жизни.