Анна Валерьевна Колочева
Опыт работы по организации детского клубного часа
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по организации детского клубного часа
В настоящее время особое внимание педагогов и родителей направлено насоциально - коммуникативное развитие дошкольников, которое решает задачи по усвоению норм и общепринятых моральных и нравственных ценностей, по становление самостоятельности у старших дошкольников, по формированию навыков саморегуляции собственных действий; воспитанию эмоциональной отзывчивости, и сопереживания. Педагогическое воздействие направленно наформирование у дошкольников готовности к совместной трудовой деятельности со сверстниками, а также на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к коллективудетей и взрослых в детском саду, на эффективность формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании возможности использования элементов волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Совместно с родителями наших воспитанников мы постоянно создаём условия для формирования таких качеств как трудолюбие,отзывчивость и милосердие, доброжелательность к окружающим людям, умениезаботиться и бережно относиться к окружающему живому миру. Стараемся побудить и мотивировать детей к совместной трудовойдеятельности, создать все возможные условия для желания помочь взрослым, малышам, развитию у старших дошкольников, как умения помочь слабому, маленькому, больному; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, приятного и интересного для самого себя. Эффективность создания детского волонтерского движения, безусловно обращает внимание современных педагогов и родителей наших воспитанников, взрослых своим примером указывать правильный путь, воспитания духовно-нравственных людей с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными всегда прийти на помощь всем нуждающимся в поддержке и заботе.
Публикация «Опыт работы по организации детского клубного часа» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Цель и основные задачи, решаемые в рамкахпроекта, заключаются в распространении накопленного педагогического опыта, повышении качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Представленная модель организациидетского клубного часаспособствует развитию тесных взаимодействий детей подготовительной к школе группы с детьми в группах раннего дошкольного возрастаи сотрудниками всей дошкольной образовательной организации. Основная цель проведения клубного часа направлена на развитие индивидуально-психологических особенностей личности и коммуникативных способностей, обеспечивающих эффективность её общения и совместимость с другими людьми, гармонизация личности ребёнка. В ходе её реализации были решены ряд воспитательных задач, направленных на социализацию и саморегуляцию поведения детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, взаимодействию с другими людьми.
Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
Создание комфортных условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Развитие коммуникативных навыков детей.
Основное содержание представленной образовательной деятельности построено на авторской методике эффективной социализации дошкольников- Натальи Петровны Гришаевой. Педагогическая модель социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно, одна из которых «Клубный час», которая является средством развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе. В ходе её реализации у детей происходит развитие по всем образовательным областям, реализуются такие виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная. Вструктуре представленного клубного часа созданы все условия для эмоционального восприятия значимости доброты и взаимопомощи в числе качеств характера человека. Активное использование еще одной педагогической технологии «Дети-волонтеры», способствовало созданию условий, направленных на формирование внутренней мотивации у детей к выполнению добрых дел, направленных на формирование умений помогать взрослым и детям младшего возраста, не ожидая какого-либо вознаграждения. Подготовительная работа к проведению подобных клубных часов в дошкольной образовательной организации предполагает знакомство с такими понятиями, как «волонтеры», «добровольцы», важно создать условиядля ознакомления детей с тем, что детский сад – это большая дружная семья, где взрослые заботятся о детишках, а старшие воспитанники - о малышах. Дошкольников знакомят с правилами и обязанностями волонтеров, создается эмблема детсадовских волонтеров. Предварительно была проведена экскурсия по детскому саду, в ходе которой дошкольники были ознакомлены с основными правилами техники безопасности. Основными критериями качества такого клубного часа выступают его безопасность для участников, возможность самостоятельного выбора деятельности. При планировании и подготовке немаловажную роль играет образовательное пространство, где будет проходить основная часть образовательной деятельности. Перед началом клубного часа обязательное проведение рефлексивного круга где дети вспоминают правила: быть всегда вежливыми, ходить и говорить спокойно, возвращайся в группу по сигналу звонка, если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в неё, если вдруг устали. Педагог предлагает детям самостоятельно выбрать место для того, чтобы они могли оказать посильную помощь нуждающимся взрослым и малышам. Дошкольникам предлагается на выбор условно обозначенные карточки с символами (медицинский кабинет, пищеблок, кабинет заведующего, изостудия и группа для детей раннего возраста.) Представленный клубный час организован на пяти площадках, это кабинеты медицинских работников и заведующего, пищеблока и групповая комната детей раннего дошкольного возраста. После того как дети выбрали место посещения для оказания посильной помощи педагог звонит в колокольчик. Воспитанниками самостоятельно, расходиться на заранее выбранные объекты для посещения с целью оказания посильной помощи, конечно же общения с другими взрослыми и детьми. Все подгруппы детей одновременно заняты.
В кабинетедля медицинских работников дети помогают фиксировать результаты взвешивания и измерения роста детей группы раннего возраста. Они активно помогают медсестре измерять рост малышей, следят за положением тела во время измерения следят за тем чтобы голова, ягодицы, плечи и пятки касались ростометра, на личном примере показывают, как нужно правильно вставать. Помогают малышам разуваться и обуваться после измерения роста и взвешивания, затем провожают в свою группу.
В кабинете заведующего ребят просят помочь аккуратно рассортировать бланки по папкам, выбрать фотографии для оформления выставки в фойе детского сада помочь разобрать почту от родителей, расставить на места книги и разложить папки с документами. По окончанию детям предлагается поставить печать на нескольких документах.
На пищеблоке шеф –повар предлагает детям переодеться в специальную одежду, беседует о предстоящем народном празднике-Масленнице, об подготовке к её проведению. Шеф -повар делится с детьми своими любимыми рецептами приготовления блинов: кружевных, пшённых и блинов с припёком. Дети с помощью схем-картинок записывают рецепты, для того чтобы поделиться ими с родителями и детьми. Затем дети предлагают свою помощь в приготовлении сдобного теста: разбивают яйца, добавляют молоко, муку, соль, сахар, растительное масло в тесто, помогают все это смешивать. Наблюдают как поднимается сдобное тесто.
В группе для детей раннего возраста ребята помогают малышам убирать игрушки на полки и стеллажи для игрушек, собраться на прогулку. Дети помогают не только одеваться и обуваться, но и стараются обучить их алгоритму одевания. Помогают выводить малышей на улицу, аккуратно спускаться по ступенькам крыльца, учат гулять парами вокруг здания детского сада, обращают внимание на изменения в погоде, читают стихи и загадывают загадки.
В изостудии ребят встречает педагог дополнительного образования она просит ребят помочь нарисовать для малышей сюжетные картинки для игры по изучению основных цветов. Рассказывает цветную сказку, в которой каждая краска хвалиться о своей важности. Вначале дети рисуют одной краской по выбору всю свою картинку. Когда все работы будут готовы сравнивают их и приходят к общему выводу что всё-таки разноцветные картинки смотрятся веселей и ярче чем однотонные. Готовые рисунки относят в группу малышам.
По истечении отведенного времени звучит колокольчик, который сигнализирует об окончании клубного часа, все дети возвращаются в группу, где их встречает воспитатель. Заключительным этапом клубного часа становится «Рефлексивный круг» организованный по принципу «открытого микрофона» все ребята собираются в круг и делятся своими впечатлениями и обсуждают важность оказанной помощи. Дети по очереди подходят к микрофону, делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Чему новому научились?», «Что было интересно?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как вам хотелось?»
«Рефлексивный круг» ориентируется на три вида оценки деятельности: коммуникационная – обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами; информационная – приобретение детьми нового знания; мотивационная – побуждение детей к дальнейшей деятельности.
Обоснование социальной значимости предлагаемой модели проведения детского клубного часа, в свете последних тенденций, эффективен в реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников, а именно становление самостоятельности, целеустремленности. Образовательная деятельность в таком формате соответствует концепции ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагогов и детей увлекательно и полезно организовать жизнь современного детского сада. Клубный час с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогам, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным. Практическая значимость моего проекта заключается в том, что воспитанники получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными и намного чаще пользуются правом самостоятельного выбора, которого им так не хватает в повседневной жизни. Предложенная форма организации детского клубного часа способствует укреплению дружеских отношений как внутри группового коллектива, так и с ребятами из других групп; активно формирует навыки саморегуляции, самостоятельности и уверенность в себе.