Татьяна Ильина
Опыт работы с молодыми специалистами по разработке экологического проекта и организации работы по проекту
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам опыт работы с молодыми специалистами по разработке и реализации экологического проекта в работе с дошкольниками.
Проектирование как метод работы с дошкольниками практикуется педагогами сравнительно недавно и успешно развивается. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это емкий метод работы с детьми, позволяющий взглянуть на предмет исследования с разных сторон, дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.
Публикация «Опыт работы с молодыми специалистами по разработке экологического проекта и организации работы по проекту» размещена в разделах
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Из п. 2.6 ФГОС ДО следует, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области. Это максимально полно реализуется в проектном методе.
В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники, которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в групповом творчестве интенсивно развивается способность к рефлексии, выбору адекватных решений, умений выстаивать из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования: детей и взрослых. Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так в младшем возрасте он приимущественно наблюдатель, в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству. А умение педагога организовать и реализовать проектную деятельность дает возможность достижения максимальной результативности образовательного процесса. Однако, не все специалисты, работающие с дошкольниками, могут использовать проектный метод в своей работе, это зачастую относится молодым специалистам дошкольного учреждения, у которых отсутствует и небольшой опыт работы с дошкольниками. В связи с этим возникает необходимость осуществления работы в данном направлении.
Обучение молодых специалистов на примере составления и реализации экологических проектов не случайно, так как природное окружение ребенка знакомо ему с раннего возраста, и в то же время вызывает огромный интерес к познанию и исследованию даже у детей младшего возраста. Это помогает молодому педагогу в выборе темы, наиболее интересной воспитанникам.
Итак. Организуя работу с молодыми специалистами мы ставили перед собой ряд задач в основе которой лежит уточнение их знаний о проектном методе и умении использовать его процессе профессиональной деятельности.
Задачи:
- уточнение знаний о проектировании, как о методе работы с дошкольниками, выявлении трудностей в практической работе;
- формирование и развитие практических навыков при разработке и реализации проектной деятельности;
- совершенствование умения поддерживать тесный контакт с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения представлений детей об окружающем мире;
- активизация научно-практической деятельности педагогов по вопросам использования на практике проектного метода.
В результате решения задач предполагается активизация следующих профессиональных умений и навыков педагогов, которые представлены вашему вниманию на слайде.
Активизация профессиональных умений и навыков молодых специалистов :
1) Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний и опыта;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2)Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая прогрессивный опыт работы педагогов в данной области;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле и использовать ее в процессе организации и реализации проектной деятельности.
3)Навыки оценочной самостоятельности.
4)Умения и навыки работы в сотрудничестве с опытными педагогами :
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки делового партнерского общения.
5) Коммуникативные умения:
- умение инициировать взаимодействие с родителями и педагогами;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
6) Презентационные умения и навыки:
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Работа с молодыми специалистами включает в себя три этапа: организационный, основной и аналитический и следующими путями обучения теоретическим и практическим навыкам:
- обучение на рабочем месте : практика наставничества и организация методического сопровождения
- самообразование – самостоятельное изучение научной и практической литературы по теме
- обучение на примере опыта работы педагогов, через мастер-классы и включение молодого специалиста в работу по проекту с педагогом-наставником.
Рассмотрим подробнее этапы работы.
1 этап. Организационный.
На данном этапе основной задачей является выявление трудностей в практической работе в разработке и реализации проектной деятельности, установление их причин и способы их устранения. Содержание работы на данном этапе представлено на слайде.
Анкетирование, беседа с целью уточнения знаний о проектном методе и организации работы с воспитанниками.
Уточнение трудностей и составление плана мероприятий старшего воспитателя и плана изучения вопросов по самообразованию молодых специалистов.
Подготовка средств обучения: подборка литературы и разработка методических рекомендаций; разработка мастер-классов, выбор педагогов-наставников, договоренность о включении в реализацию проектов опытных педагогов.
Установление целевых ориентиров молодыми специалистами, достижение которых они планируют в процессе обучения.
2 этап. Основной.
Основной задачей данного этапа является реализация запланированных мероприятий, которые представлены на слайде.
Мастер-классы
Теоретические занятия
Участие в разработке проекта совместно с педагогом наставником
Самостоятельная разработка краткосрочного проекта в тесном контакте со старшим воспитателем
Реализация своего проекта
Анализ молодого специалиста организации и процесса реализации проекта.
3 этап. Аналитический.
Основной задачей данного этапа является анализ проведенных мероприятий и результативность проведенной работы.
Он включает в себя
- беседу старшего воспитателя с молодыми специалистами с целью уточнения результативности совместной работы,
- установление достижения целевых ориентиров каждого молодого педагога, поставленные ими на подготовительном этапе,
- установление причин трудностей, возникавших в процессе организации и реализации самостоятельной проектной деятельности, а так же помощь в составлении дальнейшего плана по самообразованию.
Обеспечение вовлечения молодого специалиста в сферы профессиональной деятельности, приобретении практических навыков работы с детьми, а так же формирование и воспитание у молодых специалистов потребности в непрерывном самообразовании, обеспечивает результативность работы всего коллектива детского сада. Использования в своей профессиональной деятельности метода проектирования как воспитательной так познавательно-исследовательской работы с детьми позволит молодому специалисту проявить творческую инициативу, раскрыть себя, способствует развитию его креативного мышления, повышает качество образовательного процесса. А задача опытных педагогов заключается в создании условий для повышения уровня педагогической компетентности молодых педагогов.
Спасибо за внимание.