Евгения Зеленова
Методическая разработка клубного часа «Здоровые дети в здоровой семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка клубного часа «Здоровые дети в здоровой семье»
Подготовила:
Зеленова Евгения Игоревна
МОУ «Красноборская СШ»
Социальный педагог
Актуальность
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. (Слайд № 1)
Публикация «Методическая разработка клубного часа „Здоровые дети в здоровой семье“» размещена в разделах
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья. (Слайд № 2)
Данный клубный час ориентирован на формирование у детей правильного отношения к своему здоровью, повышение социально – психологической культуры ребенка, повышение социально-психологической компетенции его родителей.
Данная методическая разработка направлена на воспитание бережного отношения к здоровью, повышение мотивации к здоровому образу жизни, создание позитивного настроя учащихся на учебную деятельность, совершенствовать условия для укрепления физического и психического здоровья обучающихся; привлечь родителей к борьбе за укрепление здоровья детей; взаимодействию педагогов с родителями.
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у учащихся, посредством семейного воспитания – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. Создание у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей. (Слайд №3)
Задачи: (Слайд №4)
1. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.
2. Помочь учащимся осознать важность разумного отношения к своему здоровью.
3. Способствовать укреплению здоровья учащихся.
4. Формировать навыки сотрудничества детей и родителей, содействовать их эмоциональному сближению.
Место проведения: МОУ «Красноборская СШ»
Участники: учащиеся начальных классов, родители, социальный педагог.
Ход мероприятия
Мы рады видеть Вас на нашей сегодняшней встрече.
Спасибо, что дела свои отложили,
В класс наш светлый поспешили
Пообщаться и поиграть,
Много нового узнать!
Вступительное слово: (Слайд №5)
Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни- ЗДОРОВЬЕ за которое необходимо бороться всеми силами.
Проблема сохранения здоровья детей приобретает в настоящее время особую значимость.
Здоровье - это не игрушка. Легко сломать, нельзя купить. Давайте лучше мы подумаем, как нам его сохранить.
В старину говорили, что здоровье приходит золотниками, а уходит пудами. Золотник - это совсем небольшой вес, примерно вес одной пятикопеечной монеты, а пуд - 16 кг. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье намного быстрее.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!". (Слайд № 6)
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:
Во-первых, соблюдение режима дня. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны знать, для чего это надо делать.
- Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод,
который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
- В-третьих, культура питания.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
- Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
- Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
- Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
- В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка. (Слайд №7)
Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в образовательном учреждении. (Слайд №8)
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
-умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов взанятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т. е. малоподвижность. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей. (Слайд № 9)
Такие занятия приносят положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в совместных соревнованиях и спортивных мероприятиях в школе. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
• осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
• повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
• развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается.
Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.
Работа с родителями:
Кричалка родителям: (Слайд №10)
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!
Эмоциональная зарядка для родителей:
Социальный педагог: предлагает родителям закрывать глаза и под музыку «Шум водопада» представить образ:
«Тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья».
Обсуждение с родителями «Что такое здоровый образ жизни?»
Работа с родителями:
Раздать родителям карточки с высказываниями:
Родители (Слайд № 11)
1. «Здоровый ребенок – это ребенок, обладающий хорошим здоровьем, с правильно функционирующими органами» .
2. «Здоровье ребенка – это отсутствие всех болезней» .
3. «Здоровый ребенок – физически и умственно развитый, получающий полноценное питание» .
Итак, мнения родителей по поводу здоровья мы выслушали, а теперь подошла очередь ребят. Они подготовили стихотворения о ЗОЖ.
Учащиеся:
1. Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
2. Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну, а утром не лениться -
На зарядку становиться!
3. Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
Социальный педагог: «Итак, прежде всего, здоровый ребенок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и силен. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален. Это «портрет» идеально здорового ребенка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребенка заботиться о своем здоровье! Для этого нужно формировать навыки и привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.
Задание для родителей:
Социальный педагог: предлагает родителям подойти к доске, и написать на одной какие поступки, какое поведение наносят ущерб его здоровью, а на другой рассказать о поведении и поступках детей, которые способствуют улучшению его здоровья.
Поведение и поступки учащихся, наносящие ущерб его здоровью. Поведение и поступки учащихся, способствующие улучшению его здоровью.
Обсуждение.
Задание для родителей: Дерево Здоровья (Слайд №12)
Социальный педагог: предлагает родителям представить, что они стоят на перекрестке, на нем лежит камень, а на камне три слова:
Доброта души, Хорошее настроение, Успокоение.
Предлагает выбрать один из путей и вырастить «Дерево Здоровья». Каждый путь имеет свой цвет:
• Хорошее настроение – коричневые жетоны в виде ствола дерева
• Доброта души – зеленые жетоны в виде листьев
• Успокоение – красные жетоны в виде плодов Обсуждение.
Социальный педагог: а сейчас мы проверим: как развиты быстрота, ловкость, скорость, меткость, сила у наших уважаемых родителей – пап и мам. И, конечно же, их детей.
Все задания выполняются под музыку.
Задание - Игра «Найди ухо, найди нос» (выполняют все) (Слайд № 13)
Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой за кончик носа. Затем хлопнуть в ладоши и поменять быстро руки и т. д.
- Молодцы! А теперь займемся спортом и сыграем в игру – волейбол с воздушными шарами!
Шар быстрее вы хватайте,
И к соперникам бросайте!
Задание – Игра «Волейбол с шарами» (Слайд № 14)
Дети делятся на две команды. Натягивается веревка между двумя стульями. С двух сторон веревки лежат воздушные шары. Дети по команде перебрасывают свои шары на сторону противников. После сигнала к окончанию игры, побеждает та команда, которая осталась с наименьшим количеством шаров (по 6 человек в команде).
Задание – Игра «Назови ошибку и исправь». (Слайд №15)
Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче ЛАПУ (лампу).
Сшил себе котенок тапки
Чтоб зимой не мерзли ШАПКИ (лапки).
Здесь хорошее местечко
Протекает рядом ПЕЧКА (речка).
Любопытные мартышки
Собирают с елок ФИШКИ (шишки).
Задание – Игра (Отгадать загадки. (Слайд № 16)
1. Не обижен, а надут,
Его по полю ведут
А ударят – ни по чем,
не угнаться за … (мячом).
2. На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла она поближе:
Здесь бежали чьи-то … (лыжи).
3. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки.
И несут меня не кони, а блестящие … (коньки).
4. Мне загадку загадали:
Что это за чудеса?
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ
Это мой … (велосипед).
Задание - Игра «Здоровье» (Слайд № 17)
Мы будем передавать мяч по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, рассказывает, что понимает под словом «Здоровье» ( Например: когда все счастливы и т. д.)
Задание – Игра Назвать игры с мячом. (Волейбол, баскетбол, футбол, и т. д.)
Задание - Игра «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» (Слайд № 18)
Социальный педагог: Какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы сохранить свое здоровье?
Вопрос адресован ко всем играющим. Игроки каждой команды дают по очереди по одному ответу. Начинает та команда, чей капитан победил в предыдущем конкурсе. Проигрывают те, кому больше нечего сказать. Для оживления игры можно построить команды напротив друг друга и предложить им кидать мяч игрокам соперникам, которым они передают право ответа.
Примерные ответы:
Чтобы быть здоровым, я буду:
- мыть руки и содержать свое тело в чистоте;
-соблюдать режим дня;
-делать зарядку;
-заниматься физкультурой и спортом;
-чистить зубы;
-следить за своей осанкой;
-есть полезную для здоровья пищу, соблюдая меру;
-соблюдать правила дорожного движения;
-выполнять предписания врача;
-соблюдать правила безопасности;
-при возникновении проблем советоваться с взрослыми;
-вести здоровый образ жизни и т. д.
Социальный педагог: Молодцы! Все они знают, все умеют.
Итоги: (Слайд № 19)
Быть здоровым нелегко. Ваше здоровье зависит не только от вас, но и от других людей.
Здоровье – это о других заботиться. Когда ты здоров, ты хочешь учиться чему-то новому, играть и прыгать.
Здоровье – это работа. Здоровье помогает быть хорошим.
Здоровые люди любят природу, видят мир красивым и не ленятся.
Здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души.
Не будешь здоровым – мало проживешь, мир будет казаться не интересным.
Здоровье – самое важное в жизни: важнее работы и денег.
Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня школы.
Гуляя с детьми играть в подвижные игры – детей играми оздоровим, себя – омолодим.
Социальный педагог: Вот наша встреча подходит к концу! Очень хочется узнать, что же вы узнали для себя нового, что взяли на заметку для себя? Хотели бы вы еще раз встретиться и поговорить на тему здоровьесбережения? Родители высказывают свое мнение о встрече, ее пользе.
Мы желаем Вам быть здоровыми!