Оксана Соснина
Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правовое воспитание дошкольников»
"Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным.
Уважать права других – значит, быть справедливым.
Жить по праву – значит, жить в мире и согласии"
Публикация «Методическая разработка на тему „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
В последнее время меня заинтересовала проблема правового воспитания дошкольников. Для нашей страны проблема защиты прав ребёнка имеет особую актуальность. С каждым годом растёт число безнадзорных и беспризорных подростков. Имея юридическое образование, интересуюсь статистикой по детской беспризорности и неблагополучным семьям. Результаты статистики привели меня в ужас – в нашей стране около 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально-неблагоприятных условиях. За этими цифрами стоят искалеченные судьбы миллионов подростков. Существует множество примеров, когда родители, сами стоящие на пагубном пути, попросту издеваются над своими детьми, что приводит к травмам, увечьям и даже гибели несовершеннолетних.
В результате подобных действий растет отрешенность детей от нормальной жизни. На смену надежде на будущее приходит духовная и нравственная пустота. И если не принимать своевременных мер, то она неизбежно заполняется совсем другими интересами, уводящими несформировавшуюся личность из нормальной жизни общества.
Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? Прочитав рекомендации ЮНЕСКО (1974 г., я узнала, что эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, считаю возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя при этом в своей работе специфические методы и приемы.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Для знакомства с правами ребенка мне помогли хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети, которые соблюдают (а не нарушают) права своих детенышей. Я предусматривала взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Свою работу над темой я начала с изучения литературы по правовому воспитанию и проектной деятельности в ДОУ.
На начало работы литературы по правовому воспитанию было немного. Это несколько осложнило работу. Наибольший интерес вызвали следующие методические пособия :
- Соловей С. А., Львова Т. И., Дубко Г. И. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях»;
- Доронова Т. Н., Жичкина А. Е. и другие «Защита прав и достоинств маленького ребёнка»;
- Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ.»;
-Миков П. В., Русаков Н. А. «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе»;
- Соловьёва Е. В., Данилина Т. А. и другие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка»;
- Давыдова О. И., Вилкова С. М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка»;
- Мягина Л. Г. и др. «Маленьким детям, большие права»;
-Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
Изучив литературу по данному вопросу, я решила использовать проектный метод для правового воспитания детей, т. к. он предполагает интеграцию детской деятельности при максимальной активности и инициативы детей.
Мною были реализованы проекты на темы:
«Это ваши права, дети!». Цель: познакомить детей с правами ребёнка и расширять их представления о социальном мире;
«А вы поедете на бал?». Цель: познакомить с правом на отдых, развивать творческие способности детей в разных видах деятельности;
«Наша дружная семейка!». Цель: познакомить детей с правом на семью. Привлечь родителей к сотрудничеству.
Работа над проектами включала четыре этапа:
1. Предварительная работа
2. Моделирование проблемной ситуации
3. Реализация проекта
4. Презентация проекта
Так как проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер я постаралась вовлечь в неё детей, родителей, коллег, психолога. Вела работу по созданию развивающей среды и методического обеспечения.
Мною были определены следующие формы взаимодействия:
- изучение детско-родительских отношений: методика «Рисунок семьи», методика «Цветопись», тест «Подставные лица», тест «День Рождения»;
- интервьюирование детей «За что вас родители хвалят и наказывают»;
- сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Дружная семья», «Мебельный салон», «Одежды для дома», «У педиатра», «Почта», «Салон красоты» и т. д. ;
- конкурс с детьми и их семьями: «Счастливый случай». Цель: уточнить и углубить знания детей и родителей о правах ребёнка;
- инсценировка «Отдых на реке». Цель: познакомить детей и родителей с таким правом, как право на отдых;
- спектакли для родителей: «О правах - играя», «Ты и твоё имя», «Право на любовь»;
- совместные туристические походы под девизом «На природу всей семьёй!»
- встречи с интересными людьми, людьми разных профессий ("беседа у камина");
- деловая беседа-игра с коллегами «Правовое воспитание дошкольников – миф или реальность»; деловая игра с родителями «Права ребёнка. Что это такое?» (по Конвенции о правах ребёнка).
- консультации для коллег на темы: «Как найти подход к «протестующему» ребёнку», «Взаимодействие с агрессивными детьми», «Особенности работы с тревожными детьми»;
- дискуссии с родителями на темы: «Ошибки, которые совершать нельзя», «Как воспитать успешного человека?»;
- совместное развлечение на тему : «Азбука права».
Проанализировав результаты проекта я пришла к выводу, что участие в проекте способствовало не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению, помнят о них, стремятся сами быть лучше.