Наталья Елисеева
Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе «Тепло-холодно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование словаря, развитие связной речи, практическое овладение нормами речи.
Задачи:
- вовлекать в содержательное общение, диалог;
- учить кратко передавать содержание отрывка сказки, рассуждать;
- подбирать определения к слову;
- уточнять значение многозначного слова «теплый»;
- воспитывать интерес к письменной речи;
- развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат.
Публикация «Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе „Тепло-холодно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Материалы, инструменты, оборудование: маски-ободки Бабы Яги и Ворона, карточки со словами (ТЕПЛО, ХОЛОДНО, игрушки (волк, лягушка, заяц, лиса, мишка и соответствующие карточки). Наборное полотно. Картинки иллюстрации к теме.
Ход занятия:
Вводная часть:
- Ребята, кто из вас помнит скороговорку о Бабе-Яге, которую мы учили на прошлом занятии? (Была старушка в сказке злой, звалася Бабою-Ягой).
- Давайте повторим все вместе.
Основная часть:
А теперь я предлагаю вам послушать начало сказки, которая называется
«Маленькая Баба Яга»:
Жила-была когда-то Маленькая Баба-Яга — то есть ведьма, — и было ей всего сто двадцать семь лет. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба-Яга была ещё девочкой.
Жила она в маленькой избушке, которая одиноко стояла в лесу. Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. (ставни – это такие дверцы на окнах, которые в жару сохраняют в избе прохладу, а в холод сохраняют в избе тепло). Но Маленькая Баба-Яга не желала себе лучшего дома, ей и этого вполне хватало. Снаружи к избе была пристроена большая печь. Без такой печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим домом Бабы-Яги.
В избушке вместе с Бабой-Ягой жил ещё ворон. Звали его Абрахас. Он говорил не только «Доброе утро!» и «Добрый вечер!», как это умеют все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить всё! Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всём на свете.
Примерно шесть часов в день Маленькая Баба-Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные. Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не пропуская в ней ни одной задачки.
Маленькая Баба-Яга дошла только до двести тридцатой страницы. В то утро она упражнялась в вызывании дождя. Она сидела во дворе возле печи, держала на коленях колдовскую книгу и колдовала. Ворон Абрахас сидел рядом. Он был мрачен.
— Должен быть дождь! — каркал он сердито. — А что делаешь ты? В первый раз у тебя посыпались с неба белые мыши! Во второй раз — лягушки! В третий — еловые шишки! Интересно, что посыплется в четвёртый раз! Получится ли у тебя, наконец, настоящий дождь!
Маленькая Баба-Яга попробовала сделать дождь в четвёртый раз.
Она повелела собраться в небе небольшой туче, подманила её рукой и, когда та остановилась над самой избушкой, крикнула:
— А ну пролейся дождём!
Туча прорвалась, и с неба полилось кислое молоко.
— Кислое молоко! — в ужасе каркнул Абрахас. — Ты сошла с ума! Что ты нам ещё наколдуешь? Может быть манную кашу? Или сапожные гвозди? Хоть бы это были сдобные крошки или изюм — ещё куда ни шло…
— Должно быть, я оговорилась! — сказала Маленькая Баба-Яга. — Я и раньше иногда ошибалась. Но четвёртый раз подряд — этого со мной ещё не бывало!
— «Оговорилась»! — проворчал ворон. — Я тебе скажу, в чём тут дело! Рассеянна ты, вот что! Если думать о всякой всячине, то непременно оговоришься. Сосредоточиться надо тебе, вот что!
- Вам понравилась сказка? О чем она?
(Баба Яга была еще девочкой, т. к. 127л для Бабы Яги это не возраст,
об ее жилище - одинокой в лесу избушке, снаружи к которой была пристроена большая печь, крыша покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали,
о вороне Абрахасе, который жил с ней, был очень мудрый и разбирался во всем на свете,
о том, чем она занималась – училась колдовать, ведь колдовство не простая штука, надо выучить всю колдовскую книгу от начала и до конца, а она дошла только до 230стр).
- Какие места в сказке вам особенно понравились?
- Какой характер у Бабы Яги в этой сказке? Какая она?
(Молодая, несмышленая, неопытная).
- Теперь я еще раз зачитаю диалог-разговор Бабы Яги с вороном и мы разыграем его. (зачитать диалог)
- Кто хочет разыграть диалог-разговор Бабы Яги с вороном, как Баба Яга колдует, а ворон руководит?
Разыгрывание сценки с желающими детьми.
Физ. минутка. (А теперь давайте все встанем).
- Приплыли тучи дождевые, (шагаем на месте)
Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши)
Дождинки пляшут, как живые (шагаем на месте)
Пей, рожь, пей (прыжки на месте)
И рожь, склоняясь к земле зеленой, (шагаем на месте)
Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши)
А дождик теплый, дождь неугомонный (шагаем на месте)
Льет, льет, льет (прыжки на месте).
- Ребята я хочу узнать, были ли вы внимательны. Я загадаю загадку о том, что было около избушки Бабы Яги:
В сказках часто я встречаюсь,
Тесто нежное люблю,
Пирожками угощу. (Печь)
- (Подсказка - Что это за горячее место около избы Бабы Яги?)
- Как вы думаете, для чего нужна печка в доме?
(печь дает тепло, в печи готовят еду, на печке-лежанке можно лежать, греться, раньше в деревнях на печке даже спали)
- А в каких еще сказках встречается печка?
(Гуси-лебеди, По щучьему веленью, Колобок, Машенька и медведь, Жихарка, Волк и семеро козлят, Вовка в тридевятом царстве, Ивашка из дворца пионеров)
- А что еще, кроме печки, может быть теплым?
(погода и погодные явления – день, ночь, осень, дождь, ветер…
одежда и обувь – шуба, шапка, сапоги…
электроприборы – обогреватель, сплит, плойка…
вода).
- Можно сказать: «теплая встреча»? Что это значит? (уважение, внимание, радость)
- А что означают слова «теплые чувства»? (доброта, любовь)
- Послушайте пословицу «Хочется есть, да не хочется с печи слезть».
Как вы ее понимаете?
(хочется кушать – придется слезть с печи, а если лень слезать – сиди голодный)
- Не натопишь – не погреешься.
- Какие еще вы знаете пословицы и лени и трудолюбии?
(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда,
Кончил дело, гуляй смело,
Любишь кататься - люби и саночки возить,
Кто не работает, тот не ест,
Труд кормит, а лень портит.
Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость,
От лени - болезнь, от работы – здоровье.)
- Давайте теперь выучим смешное стихотворение о подружке Бабы Яги – Кикиморе:
Кикимора чумазая,
По болоту лазала,
На волосах тина,
На носу паутина. (повторить 3 раза с разной силой голоса).
- Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Тепло-холодно».
- Для начала прочитаем следующие слова – тепло, холодно.
А теперь прочтем такие слова – лягушка, волк, лиса, мишка, заяц. (прочесть и разложить)
- Давайте представим себе, что тут у нас волшебный лес, в котором живут сказочные герои. Вот они: лягушка, волк, лиса, мишка, заяц. Сейчас волшебный лес спрячет одного из сказочных героев, а мудрый ворон с моей помощью будет вам помогать отыскивать его. Закройте все глаза (спрятать игрушку, откройте теперь глаза.
- Кто будет вороном-искателем?
Я буду помогать нашему ворону искать – если ты ушел от игрушки в другую сторону, далеко – я скажу «холодно», если же ты будешь подходить ближе, скажу «теплее», а если ты подойдешь близко к спрятанному сказочному герою, я скажу «тепло, тепло!». Значит здесь надо искать спрятанное. Давайте повторим это правило (Если).
-Молодец, мудрый ворон, отыскал нашего сказочного героя.
- А теперь найди на столе карточку с названием этого героя и помести на доске.
- Отлично, после занятия вы можете продолжить эту игру.
Заключительная часть.
- Ребята, какие вы молодцы сегодня, все хорошо постарались.
- Что вам сегодня понравилось на занятии?
- А чем мы еще сегодня занимались?
- Что вам больше всего запомнилось?