Лариса Ботоева
Методическая разработка «Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка (из опыта работы)
Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель Ботоева Лариса Васильевна
МДОУ детский сад «Родничок»п. Усть-Ордынский 2016г
Содержание:
1. Пояснительная записка -3
2. Актуальность методической разработки-4
3. Иннвационность методической разработки - 4
4. Цель и задачи- 5
5. Прогнозируемые результаты-5
Публикация «Методическая разработка „Этнокультурный компонент на занятиях по рисованию и аппликации со старшими дошкольниками“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
6. Организационно педагогические условия в группах для реализации поставленных задач- 5
7 Тематический план в старшей группе. - 7
8. Тематический план в подготовительной группе -8
9. Перспективный план занятий в старшей группе -9
10. Перспективный план занятий в подготовительной к школе группе. 16-24
11. Конспекты занятий для старшей группы, подготовительной к школе группы. 25-34
12. Литература -35
Пояснительная записка
В данной методической разработке представлены апробированные занятия по рисованию и аппликации с детьми старшего дошкольного возраста по этнокультурному компоненту, все занятия сгруппированы по темам недели: «Здравствуй, детский сад!», «Осень в гости к нам пришла. Природа нашего края», «Животные нашего леса», «Мой дом- моя семья», «Родной поселок», Здравствуй зимушка-зима!», «Священное озеро Байкал», «Край, в котором мы живем», «Народная культура и традиции. Буряты коренные жители Сибири», «Весна. Родная природа», «Здравствуй, лето красное!». Введение этнокультурного компонента в содержание занятий по изобразительному искусству способствует развитию представлений дошкольников о коренной культуре и искусстве края, в котором они проживают, формированию комплекса умений и знаний, решению развивающих и воспитательных задач в условиях целенаправленной подачи материала на занятиях.
В процессе занятий знакомим детей с элементами бурятского орнамента, рисуем по мотивам бурятских народных сказок и легенд, а также рисуем картины посвященные нашему краю. Пособие построено с учетом особенностей развития дошкольников, с постепенным усложнением программных задач, направлено на решение таких задач как: Приобщение детей к народному искусству, развитие художественных навыков и умений, воспитание любви к малой Родине. Содержание занятий учитывает преемственность, взаимосвязь изобразительного творчества детей с различными видами деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, познавательная. Для того, чтобы заинтересовать детей, обязательным компонентом развивающей предметно-пространственной среды в группе должны стать альбомы, открытки, книги, знакомящие детей с искусством, макеты, образцы народного творчества, а также слайды и видеоматериалы.
Выбор методов и приемов, используемых педагогом, определяется задачами конкретного занятия и его содержанием. Для выполнения поставленных задач предусмотрены несколько видов занятий : рисование на различные темы (сюжетное, декоративное рисование., творческие задания (рисование по замыслу). Почти на каждом занятии детям предоставляется выбор в содержании изобразительных работ, в композиции, в подборе цвета или способах изображения, что способствует самостоятельности, развитию творческих способностей. Методическая разработка составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием части, формируемой участниками образовательных отношений Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ детский сад «Родничок» п. Усть-Ордынский.
Актуальность темы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и традициях. Личные впечатления, которые появляются у детей в процессе изобразительной деятельности с использованием материалов по ознакомлению с природой родного края, с традициями и обычаями, с бурятским народным декоративным творчеством усиливают эффективность эстетического и нравственного воспитания. Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
Инновационость методической разработки.
Инновационость методической разработки заключается во внедрении этнокультурного компонента в художественное образование. Внедряя, этнокультурный компонент в занятия по рисованию и аппликации с детьми используем информационные технологии. Информационные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к народной бурятской культуре, природе родного края, окружающей среде в условиях детского сада. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея в группах.
Цель: Внедрение этнокультурного компонента в художественное образование детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Знакомить детей ближайшим окружающим миром, с природой родного края, с бурятским народным творчеством, обычаями и традициями. 4
• Знакомить с произведениями изобразительного искусства.
• Развивать художественные навыки и умения.
• Упражнять в рисовании геометрических, растительных, роговидных
элементов бурятского орнамента.
• Обогащать опыт композиционного решения.
• Развивать фантазию, творческие способности, умение
работать разными материалами.
• Воспитывать любовь к малой Родине.
Планируемый результат в старшей группе :
-Различает произведения изобразительного искусства (живопись, графику, народно-декоративное искусство)
- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композицию)
- знает особенности изобразительных материалов.
- создает изображение предметов, сюжетное изображение.
-Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
-Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов
-Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства
Планируемый результат в подготовительной к школе группе:
(целевые ориентиры образования в
дошкольном возрасте по ФГОС ДО)
ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности; ребенок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы.
Организационно-педагогических условия в группах для реализации поставленных задач
Изобразительная деятельность по своему содержанию требует соответствующей организации предметно – пространственной среды, эстетически обдуманной, поскольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляется в тесном контакте с действительностью, материальным окружением. 5
Характер детской деятельности, её задачи во многом определяют и характер материального оснащения. Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей к данной деятельности, тем самым активизируя её. Прежде всего следует создать условия для проявления интересов детей. В каждой группе должно быть выделено удобное для изобразительной деятельности место, где дети всегда могли бы найти необходимые материалы и оборудование, которые хранят в определённом месте, чётко распределив по видам деятельности.
В каждой группе должен быть фонд наглядных материалов: различные предметы, игрушки, иллюстрации, репродукции произведений живописи, скульптура малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства, наличие презентаций о родном крае, о бурятском народном творчестве.
В старшей и подготовительной группах, в уголке изобразительной деятельности необходимо разместить: бумагу разного размера, формата и цвета; силуэты предметов вырезанные из бумаги: пиалы, унты, варежка и т. д. ; простой и цветные карандаши; фломастеры; гуашевые краски, акварель, сангина, восковые мелки, пастель; кисти; баночки для воды; тряпочки, подставки под кисточки, палитры. Для закрепления приёмов аккуратного закрашивания используют альбомы, в которых перед ребёнком ставят задачи – дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать; цветные масляные мелки; разнообразные кисти; точилки.
Для работы по аппликации воспитатель заготавливает бумагу, картон цветной, цветную бумагу и т. д., готовые детали разной формы, величины, цвета, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овалы); клей; клеёнки; тряпочки; подносы, кисточки, подставки под кисточки, ножницы.
В каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ по рисованию, аппликации, а также экспозиционный стенд для демонстрации иллюстрированных пособий, изделий народных мастеров и работ детей.
Педагог должен следить за тем, чтобы продуктивная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатое дело до конца. Рассматривая с детьми их рисунки, аппликацию, воспитатель отмечает тех, у кого интересные композиционные решения, кто придумал что-то новое, своё. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей.
Тематический план: Рисование, аппликация в старшей группе .
Тема недели: «Здравствуй детский сад»
- Рисование : Мой любимый детский сад.
- Рисование : На прогулке
Тема недели: Осень в гости к нам пришла. Природа нашего края
- Рисование : Идет дождь
- Рисование : Осенний лес
Тема недели: Животные нашего леса
- Рисование : Ежиха с ежатами
- Рисование : Лиса и зайцы на лесной поляне
Тема недели: Мой дом- моя семья»
- Рисование : Портрет моей мамы
- Рисование :Как я с мамой и папой иду из детского сада домой
Тема недели: Родной поселок
Рисование : Моя родная улица
Рисование : Автобус, украшенный флажками едет по улице нашего поселка
Аппликация : Дома на нашей улице (коллективная работа)
Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима!»
- Рисование : Зима
- Рисование : Наша нарядная елка
Тема недели: Священное озеро Байкал
- Рисование : Байкал бывает разным
- Рисование : Подводный мир Байкала
- Рисование : Растения Байкала
- Аппликация : Красивые рыбки на Байкале
Тема недели: «Край, в котором мы живем»
- Рисование : Улица г. Иркутска
- Рисование : Пароход плывет по реке Ангаре
Аппликация : Пароход плывет по реке Ангаре
Тема недели: Народная культура и традиции. Буряты- коренные жители Сибири»,
- Рисование : Юрта
- Знакомство и зарисовка элементов росписи бурятского орнамента»
- Рисование : Украшение рукавицы бурятским орнаментом
- Рисование : Украшение пиалы бурятским орнаментом
- Рисование : Кукла в национальном костюме
- Аппликация :- Кукла в национальном костюме
Тема недели: «Весна. Родная природа»
- Рисование : Весна идет
- Рисование : Расцвела черемуха
Тематический план: Рисование, аппликация в подготовительной к школе группе.
Тема недели: «Здравствуй детский сад»
-Рисование : Мой любимый детский сад.
- Рисование : Моя воспитательница
Тема недели: Осень в гости к нам пришла. Природа нашего края
- Рисование : Дары Осени
- Рисование : Золотая Осень
Тема недели: Животные нашего леса
- Рисование : Белка
- Рисование : Нарисуй животное из нашего леса (по выбору)
Тема недели: Мой дом - моя семья»
- Рисование : Папа, мама и я гуляем по улице нашего поселка
- Рисование : Семейный портрет
Тема недели: Родной поселок
- Рисование : Мой поселок вечером
- Рисование : Родного поселка любимый уголок
- Рисование : Праздник урожая в нашем поселке
Тема недели: «Здравствуй зимушка-зима!»
- Рисование : Зимний пейзаж
- Рисование : Как мы играем зимой
Тема недели: Священное озеро Байкал
- Рисование : На Байкале
- Рисование : Животные, живущие вокруг озера Байкал
- Рисование : Как мы с семьей отдыхали на Байкале
- Рисование по мотивам сказки «Омулевая бочка»
- Рисование : «Красавица Ангара по мотивам легенды о «Байкале и Ангаре».
- Аппликация : Корабли на Байкале
Тема недели: «Край, в котором мы живем»
- Рисование : С чего начинается Родина
- Рисование : Кони пасутся
- Аппликация : Символика города Иркутска
Тема недели Народная культура и традиции. Буряты коренные жители Сибири»,
- Рисование Украшение предметов быта по мотивам бурятского орнамента.
- Рисование : Украшение унтов
- Рисование : «Роспись куклы в национальной бурятской одежде»
- Рисование : Рисование по мотивам сказки «Мышь и верблюд»
- Рисование : «Знакомство с творчеством художника Л. Бертаковой»
- Рисование : На празднике Сагаалган
Аппликация
- Украшение ковра по мотивам бурятского орнамента
- Украшение пиалы бурятским орнаментом
- Украшение рукавицы бурятским орнаментом
Тема недели: «Весна. Родная природа»
- Рисование : Весна идет
- Рисование : «Летят перелетные птицы в родные края.