Юлия Анискова
Методическая разработка занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Осенние мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по рисованию в нетрадиционной технике
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №16»
Методическая разработка
«Осенние мотивы»
Автор методической разработки воспитатель МБДОУ № 16
Анискова Юлия Владимировна
г. Майкоп, 2016 г.
И в десять лет, и в семь, и впять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Публикация «Методическая разработка занятия по рисованию в нетрадиционной технике „Осенние мотивы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов.
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, создавая красивое, необычное, а порой и фантастичное творение.
Актуальность данной темы заключается в том, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения необходимо применять и нестандартные способы для развития творческих способностей. Так как изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем,а уж фантазии и воображения у детей более чем достаточно.
Новизна нетрадиционной техники рисования заключается в том, чтобы раздвинуть привычные рамки и научить ребенка манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам, текстурам изобразительными материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Такие как: кляксография, раздувание краски, монотипия, фотокопия, проступающий рисунок, клеевые витражи, каракулеграфия, шаблонография, смешивание цветов, рисование пальчиками, рисование методом тычка (используя ватные палочки, трубочки для коктейлей, паралон, печать листьев, размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать различные материалы, используя смешанные изобразительные техники.
Цель:
помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка, что дает случайный, непредсказуемый эффект.
Задачи:
познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски. показать его выразительные возможности.
развивать мышцы рта, тренировать дыхание, воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
Воспитывать бережное отношение к природе. Доставить детям чувство радости.
Содержание:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами. Разучивание стихотворений об осени, игры с листьями на прогулках, виртуальные экскурсии в парк в период золотой осени.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент:
Воспитатель:
Ребята, к нам спешит гость. Чтобы узнать его, надо сначала отгадать загадку:
Полежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.
Кто это?
-Ну конечно, это еж. Он родился этим летом и еще не видел осени и очень удивлен переменам в природе, а еще он потерялся в осеннем лесу. Давайте все вместе ему расскажем об осени и поможем найти его семью.
2. Создание мотивации :
Воспитатель:
Вот и закончилось веселое, теплое лето. На смену ему спешит красавица-осень.
Золотая осень
Снова осень на пороге,
Листья пожелтели.
Закружились на дороге
Желтые метели.
Загорелись ярко ветки
Тоненькой рябинки.
Мелкий дождик ставит сетки
Зайцам у ложбинки.
Входит осень в лес дремучий,
Входит желтой кистью.
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья.
Е Авдиенко.
Воспитатель:
Что еще говорит о том, что наступила осень?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Посмотрите на эти картины. Разноцветными стали травы, деревья, кустарники. Воздух прохладный, погода чаще бывает пасмурной, дождливой. Дни становятся корче, ночи длиннее. Начинается пора листопада. Прячутся в свои домики насекомые. Звери готовятся к зиме: делают запасы, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Улетают на юг перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки, гуси, лебеди, журавли. Даже маленькие ежи и те готовятся к зимней спячке. Осень готовит природу к долгому отдыху. Но и про вас осень не забыла. В своем волшебном сундучке несет для детей подарки:
Сундучок осени
По дороге золоченой
Осень щедрая идет.
Убранный листами клена
Сундучок она несет.
Сундучок с ее приданным
Полон солнечных даров:
Много тут брусники рдяной,
Спелых яблок и грибов.
Солнце летними утрами
Грело поле, лес и сад,
И поило их дождями,
И растило все подряд!
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет,
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет.
В. Пальчинскайте.
(Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций.)
А еще осень радует нас многоцветием: листья деревьев она окрашивает в самые разные цвета и оттенки. Крона деревьев становится похожа на праздничный салют из разноцветных листиков-огоньков.
3. Физкультминутка «Журавлики»
Журавлики-журавли, Дети плавно машут крыльями-руками
Журавлики-журавли вверх-вниз
Оторвались от земли, Медленно встают.
Крылья к небу вскинули, Машут руками вверх-вниз, ускоряя
Закурлыкали вдали ускоряя темп.
Журавлики-журавли Быстро, не опуская рук, перестраиваются в
колонну по одному, ускоряя темп движения,
бегая по кругу друг за другом.
4. Показ приемов работы:
Сегодня мы с вами нарисуем осеннюю композицию, но необычным способом - при помощи своего дыхания. Называется этот нетрадиционный прием изображения «раздувание краски». На лист бумаги нужно нанести несколько капель жидкой краски, взять трубочку и ее нижний конец направить в серединку лужицы из краски. Затем с усилием подуть в трубочку и раздувать от центра в разные стороны. Вы увидите, как у кляксы разбегутся по листу «лапки». (Дети упражняются на дополнительном листочке).
5. Практическое выполнение:
1. Кистью нарисовать ствол дерева : от середины к нижнему краю листа.
2. Над верхней частью ствола кистью нанести пятно краски яркого цвета (желтого, красного, оранжевого, разведенной водой.
3. Направить нижний конец трубочки в середину пятна и с усилием раздуть краску в разные стороны (лист можно поворачивать, чтобы равномерно раздуть краску).
4. Рядом с первым нанести пятно другого цвета. Изобразить округлую форму дерева из подобных пятен.
5. Нижнюю часть изображения дополняем 2-3 пятнами черного цвета, раздувая краску только вверх имитируя иголки ежей. Используем метод примакивания ворса кисти к нижней части туловища. Изображаем лапки и мордочку ежа.
6. Способом раздувания краски дополняем композицию опавшими листьями, облачками, солнцем.
6. Рефлексия:
Воспитатель:
У нас с вами получился осенний парк, по которому шурша листьями, гуляют семьи ежей. Наш гость уж точно встретит свою семью.
Листопад
Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршихи и Шуршонок-
Еж, ежиха и ежонок.
В. Голяровский.
Выставка работ.
Методические рекомендации :
Конспект занятия разработан с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно - продуктивной деятельности дошкольников. Перед проведением занятия необходимо провести предварительную работу: беседы, экскурсии, наблюдения. Нужно учитывать психолого-педагогические особенности детей данного возраста. При разработке занятия соблюдена интеграция областей: физического развития, познавательного развития, развития речи, социально-коммуникативного развития, художественно - эстетического развития. Использованы игровой, продуктивный, двигательный, коммуникативный методы, метод индивидуальной работы с детьми. Использование тематической литературы, музыкального, фольклорного и игрового материала позволит построить подобные занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. Данная методическая разработка «Осенние мотивы» имеет место в Основной образовательной программе МБДОУ в содержательном разделе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и т. д., а так же в кружке дополнительного образования ДОУ. Занятие разработано в соответствии с ФГОС ДО. Может быть использовано воспитателями ДОУ, руководителями кружков, педагогами начальных классов, на занятиях в творческих объединениях в системе дополнительного образования и на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.
Материалы, инструменты, оборудование:
Репродукции с осенними пейзажами;
Альбомные листы;
Дополнительный лист, размер А4
Набор гуашевых красок;
Кисть;
Трубочка для коктейля или полая часть шариковой ручки;
Стаканчик с водой, салфетка, фартук, резиновая игрушка ежа.
Словарь: кляксография, репродукция, пейзаж.
Список литературы:
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. \Под редакцией Казаковой Р. Г. -М. Т Ц Сфера,2004.
Шорыгина Т. А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи».-М. Гном и Д, 2004.
Воронкович О. А. Добро пожаловать в экологию! -СПб: Детство-Пресс2012.