Татьяна Брюханова
Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.
Введение.
Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме. Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту. Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.
Публикация «Методическая разработка „Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Три направления в воспитании детей — нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Главной целью данной методической разработки является создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно исторических материалов.
I. Теоретическое обоснование нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Цель, задачи, нравственного, патриотического и культурного воспитания детей дошкольного возраста
Современное понимание нравственного, патриотического и культурного воспитания характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству.
Патриотизм-это не только чувство любви к Родине. Оно включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, и общественную жизнь людей.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру, язык страны, как свой собственный. Однако - национальная гордость не должна выражаться в тупое самомнение и самодовольство.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой, музыкой. Мы не должны забывать о своём культурном духовном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, музыке.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотемлимой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Чрезвычайно важным в аспекте проблемы нравственного, патриотического и культурного воспитания является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сензитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Цель нравственного, патриотического и культурного воспитания у детей дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи нравственного, патриотического и культурного воспитания :
— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
— формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
— воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Содержание нравственного, патриотического и культурного воспитания детей дошкольного возраста включает :
— приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
— знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
— проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
— организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Критерии и показатели патриотизма :
— эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
— когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
— мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
— практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
1.2 Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях.
Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека — не только воображение и чувство, но и мысль и волю.
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Актуальность состоит в том, что естественное стремление детей знать культуру своего народа, владеть ее достижениями сталкивается с ограниченным освоением музыкального фольклора. Необходима углубленная и систематическая работа по воспитанию патриотизма дошкольников средствами музыкального фольклора, а не поверхностная, эпизодическая практика этой работы. Музыкальный фольклор, обладающий главной воспитательной функцией — формированием нравственно-поведенческих культурных норм человека, оказывается вне поля зрения педагогов.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Всю работу в этом направлении можно разбить на три блока:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
б) музыкальный фольклор;
в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).
При разработке занятий по воспитанию патриотизма основным средством выступает музыкальный фольклор. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен, я рассматривала как базу, как основу воспитания патриотизма у старших дошкольников. И как новый уровень, более сложный — через историческую песню, героический эпос изучалось историческое прошлое нашего народа.
При составлении занятий я придерживалась такой позиции: освоение народной культуры не должно сводиться к сумме разученных музыкальных произведений, а должно предполагать создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание. Поэтому, наряду с музыкальным фольклором, я включала в занятия произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки, народные промыслы. Это способствует наиболее яркому и полному восприятию музыкальных образов.
Занятия содержат материал понятный, доступный, рассчитанный на возрастные особенности. Музыкально-фольклорные игры также помогают детям понять значение труда в жизни человека. Во время игры они становятся участниками трудового процесса от начала до конца. Музыкальный материал подбран разнообразный. План занятий имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека — от предметного видения мира к проблемам Отечества, Родины.
Занятия включают в себя определенное содержание:
1) народный календарь, народные обычаи и обряды;
2) быт, уклад жизни;
3) жанры литературного фольклора.
И виды музыкальной деятельности :
1) слушание, музыкальное восприятие;
2) пение;
4) народная хореография;
5) музыкально-фольклорные игры;
6) театрализация.
Изучение национально-культурных традиций я разбила на три части. Поскольку начало занятий традиционно приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно-земледельческими песнями и праздниками началось с осенних обрядов и традиций Древней Руси. Вторая часть — это цикл зимних праздников и третья — праздники весеннее — летнего периода.
Календарно-тематический план работы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды.
Цель: знакомство с праздниками: «Капустник», «Покров» «Кузьминки» Задачи:
1) познакомить детей с народными праздниками, обычаями и обрядами;
2) помочь осознать неразрывную связь поколений, через фольклор.
Тема 2. Символика: герб, гимн, флаг.
Цель: знакомство детей с символами государства: гербом, гимном, флагом. Задачи:
1) познакомить детей с символами государства, объяснить их происхождение и значение;
2) расширять кругозор;
3) воспитывать гордость за свою страну.
Тема 3. Быт, уклад жизни. Покровские посиделки.
Цель: знакомство детей с бытом, укладом жизни крестьян.
Тема 4. Жанры фольклора. Заклички, потешки, пестушки, небылицы.
Цель: знакомство с малыми формами фольклора.
Задачи:
1) научить определять малые формы фольклора (заклички, потешки, пестушки, небылицы — перевертыши, частушки, дразнилки);
2) разучивание малых форм фольклора (закличек, потешек, небылиц–перевертышей, частушек, дразнилок);
3) воспитывать интерес к малым формам фольклора.
На музыкальных занятиях подобраны песни для слушания:
«Как у Ванюшки» (свадебная, «Ой, да ты, родимая моя мамонька» (плач невесты, «Вот задумал комарик жениться» (шуточная).
Для разучивания и пения подобран следующий репертуар: «Осень, осень» р. н. п., «Уж, мы шили ковер», (свадебная, хоровод, «Уж вы девицы» р. н. п. — хоровод.
Народная хореография «Во саду ли, в огороде» (орнаментальный хоровод). Пляска «Во горенке, во новой».
Игра на народных инструментах: бубен, ложки.
Музыкально- фольклорные игры. «Осень — осень», «Ходит царь» (игровой хоровод, «Сиди, сиди, Яша» (хороводная игра, «Пошла коза по лесу» (игровой хоровод).
Декабрь, январь, февраль
Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды.
Цель: знакомство с понятиями: народный календарь, народные обычаи, обряды.
Задачи:
1) объяснить ребятам понятия святочного обряда: посиделки, гадание, ряжение, колядование, встреча старого нового года.
2) разучивание колядок, хвалебных песен в честь хозяев;
3) возрождать традиции старинных обрядов.
Тема 2. Жизнь и быт односельчан.
Цель: знакомство с бытом, укладом жизни жителей родного села.
Задачи:
1) познакомить детей с бытом и укладом жизни своих односельчан;
2) воспитывать бережное отношение к предметам старины;
3) вызывать у детей интерес к обычаям предков.
Тема З. Народный костюм.
Цель: знакомство с народным костюмом.
Тема 4. Жанры фольклора.
Цель: знакомство с жанрами фольклора: предсказаниями, легендами, историческими песнями, былинами, сказками, пословицами, поговорками.
Задачи:
1) познакомить ребят с новыми для них жанрами фольклора: предсказаниями, легендами, историческими песнями, былинами, сказками, пословицами, поговорками;
2) воспитывать у детей любовь к Родине, верность долгу;
3) вызывать у ребят интерес к культурному наследию страны.
Слушание. «Сею, вею, посеваю» (колядка, «Колечко мое» (гадание, «Как у Ваньки кудри» (колядка, Рождественские песни.
Пение. «Коляда, коляда», «Зимушка-сударушка» (плясовая, подблюдные гадания, «Из-за леса, из-за гор» (потешная, «Солдатушки, бравы ребятушки» (солдатская). «Сею, сею, посеваю» (святочная).
Народная хореография. Бытовые танцы (полька, краковяк и др.). «Ой, сад во дворе» (кадриль).
Музыкально-фольклорные игры. «Гори, гори ясно», «Как у дяди Трифона семь сыновей», «У Маланьи», «Где был, Иванушка?»
Игра на народных инструментах: бубен, свистульки, «коробочка».
Март, апрель, май
Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды. Весенние обряды. Цель: знакомство детей с праздниками и обрядами: «Сороки» «Красная горка», «Троица», «Семик», «Завивание березки».
Задачи:
1) познакомить детей с весенними обычаями и обрядами;
2) способствовать возрождению забытых традиций, обрядов, песен, праздников;
3) помочь осознать неразрывную связь поколений, через фольклор.
Тема 2. Быт, уклад жизни. Земледелие, охота, рыболовство.
Цель: познакомить детей с бытом, укладом жизни крестьян: земледелием, рыболовством, охотой.
Задачи:
1) познакомить детей с понятиями «земледелие», «рыболовство», «охота»; 2) воспитывать любовь к труду;
3) вызывать чувство уважения к традициям предков.
Тема 3. Жанры фольклора. Заклички, голосянки, считалки.
Цель: знакомство с новыми жанрами фольклора.
Задачи:
1) познакомить детей с новыми жанрами фольклора: «закличками», «голосянками»
2) воспитывать бережное отношение к природе;
3) возрождать народные традиции.
Слушание. «Кулик — весна», «Выходи, вьюница, на крыльцо», «Солнышко, выгляни!», «Во лузях», «Тимка, Тимошка» (попевка).
Пение. «Иди, Дуня, на базар», «Вот уж зимушка проходит», «Ау, ау, аукаем» (веснянка, «Там за речкой» (плясовая, «Сейся, родися», «Посеяли девки лен» (обр. А. Гречанинова., «Уродися, бел ленок» (приговор на распев, «Ты коси, моя коса» (лирическая, «Ходила младешенька по борочку» (земляничник).
Народная хореография. «Вью, вью я капусточку» (орнаментальный хоровод, «Во поле береза стояла» (хоровод «ручеек»).
Музыкально-фольклорные игры. «Воробей», «Кострома», «Дед, дед домовой», «А мы просо сеяли», «Золотые ворота».
Игра на народных инструментах: ложках, бубнах, маракасах.
В детском саду со стороны педагогов отводится не мало времени на нравственное, патриотическое и культурное воспитание детей : это и беседы о родной стране, и наблюдения за природой родного города, и чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к патриотизму — является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев.
В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая — День Победы, 23 февраля — День защитников Отечества, 8 марта, День защиты детей. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши, где первоначально присутствует медленный темп музыки, а потом он постепенно нарастает и детям необходимо не сбиться с него. Также рассказывается о том, что песни, потешки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так они передавались из поколения в поколение, кто их сложил — неизвестно. Говорят — народ сложил, поэтому их и называют народными.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников, не оставляет без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией. Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», «Баба Яга» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Новая кукла», «Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков, и другие произведения иллюстративного характера. Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.
Заключение.
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее: в танцах, играх уметь действовать, подчиняться музыке, удерживаясь от желания быстрее побежать, кого-то перегнать.
Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
На музыкальных занятиях наряду с задачами эстетического развития решаются задачи патриотического воспитания. Дети слушают произведения великих русских композиторов, русскую народную музыку.
В нашем ДОУ я стараюсь на музыкальных занятиях приучать детей слушать чувствовать и любить мелодию своего народа, гордиться своей принадлежностью к нашей родине России. Углубляет чувство любви к Родине и предоставляемая детям на музыкальных занятиях возможность петь песни о Родине, об Армии, о праздниках, о труде людей, о природе нашей страны. С этими песнями, с плясками дети подготовительных групп участвуют в тематических праздниках для малышей, для родителей.