МААМ-картинки

Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования.

Наталья Федосеева
Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования.
▼ Скачать + Заказать документы

Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования

Аннотация.

Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры.

Ключевые слова. Мультикультурное образование. Этнокультурный компонент. народные традиции. Кукла.

Публикация «Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования,» размещена в разделах

В статье рассматриваю роль народной куклы, как одного из компонентов приобщения дошкольников к культуре народов. Здесь отражается связь личности ребенка со всей семьей, своим народом. В этом и заключается актуальность и значимость сохранения народных кукол для передачи наследия, традиций народов будущему поколению.

Мультикультурное образование – это образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и форм деятельности, существующих в данном обществе и на передачу этого наследия молодому поколению.

В настоящее время ведется работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Его введение решает многие задачи, в частности, формирует систему ценностей в воспитании культуры, развивает мировоззрение, самосознание, самооценку.

Этнокультурный компонент выступает как средство пробуждения познавательной активности, а также приобщения к красоте и самобытности народа. Через этнокультуру дети приобщаются к общенародной культуре. Поэтому, приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным в настоящее время, так как каждый народ не просто хранит историю традиции воспитания, но и стремится передать в будущее знания и навыки, чтобы не утратить историю нации и самобыт.

Каждый народ содержит свои ценности, идеи, традиции, опыт воспитания. Поэтому, главная задача воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал детской литературы и донести суть до каждого ребенка в доступной форме ее содержание. В практике воспитатели придают большое внимание увеличению словарного запаса. Педагог объясняет незнакомые слова, их происхождение.

В группе раннего возраста используются сюжетно-ознакомительные игры: «Кукла обедает», «Оденем куклу», «К куклам в гости». Воспитатель предлагает ситуации и пути решения проблемных моментов. Игра с куклой в данном возрасте слабо отражает приобщение к традициям народа, их быт, семейные ценности.

Освоение национальной культуры является первостепенным в мировой культуре, а именно через посещение театров, краеведческих музеев.

В традиционно русской культуре наряду с фольклоров огромное место занимает обрядовая кукла. Она была игрушкой и элементом праздничных обрядов. Об этом рассказывается в этнографических очерках. Авторы книги Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла в доступной и увлекательной форме воссоздает приемы изготовления обрядовых и игровых кукол. На протяжении веков передается быт русских крестьян. Книга интересна большому кругу читателей, которые увлекаются народным творчеством.

Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь в глазах детей, при помощи воображения, идеи, мысли. Дети – творцы кукол, а куклы посредники между миром детства и миром взрослых.

В группе раннего возраста имеет кукольный уголок для игровых действий, игры с куклами : пластмассовые, с подвижными частями тела; ребенок-младенец. В своей работе использую дидактические игры на развитие сенсорики: «Куклы пляшут», «К куклам в гости», «Угостим Машиных гостей», «Я и кукла». Можно использовать игру, где ребенку предлагается искупать куклу. Перед ним раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная». Ребенок воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает куклу в ванную, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела. Все предметы использует по назначению.

Все малыши любят играть с куклами, одевать их. Одевая ее, ребенок узнает национальную одежду.

В соответствии с ФГОС основное внимание направлении на получение знаний о себе, о семейных традициях, о культурных ценностях, а также об умении адаптироваться на новой ступени развития. Все занятия строятся в игровой форме и это становиться возможным на основе культуры своего народа. В каждом дошкольном учреждении отведено место этнокультурному образованию. Основную роль отводят традициям и ценностям семьи, народа. Традиции семьи можно проследить как пример игр детей с народными игрушками, которые отражают особенности народной культуры.

Передаются ценности и достижения из поколения в поколения не только вербальными средствами, но и атрибутикой. Они несут познавательные, коммуникативные функции. Исчезновение из обихода народных игрушек символизирует незнание традиций, культуры своего народа. С давних времен игрушки несут в себе символику. Они являются копиями реальных предметов быта. Игрушки знакомят с их назначением, помогают ребенку войти в мир традиционных идей, реальной жизни. Игры с куклами отражают семейные ценности, особенности культуры своего народа.

Кукла- это целый мир. В ней отражаются особенности жизни народа в разные века. В настоящее время в дошкольных учреждениях игры с куклами помогают адаптироваться в обществе. По ФГОС огромное место занимает самостоятельная игровая деятельность, а их развитие зависит от создания предметно-игровой среды.

Литература:

1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб: Паритет, 2008.

2. Ефимова Д. Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания. Дошкольное воспитание. 2012г. №3.

3. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Ляминой И. А.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / под общ. ред. Ю. К. Бабанского. -М. :Просвещение, 1983.-608 с.

5. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.

Публикации по теме:

«Народная тряпичная кукла». Семинар-практикум«Народная тряпичная кукла». Семинар-практикум Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств,.

Консультация для педагогов «Русская народная кукла» Кукла- первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа. В каждом.

Мамина мастерская «Игровая народная кукла»Мамина мастерская «Игровая народная кукла» Цель: знакомство с традиционной кукольной культурой средствами изготовления детской куколки «Зайчик на пальчик». Оборудование: лоскуты ткани.

Мастер-класс для педагогов «Народная кукла»Мастер-класс для педагогов «Народная кукла» Мастер-класс. Тема: Народная кукла. Творческая работа: Изготовление традиционной куклы-оберега. Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную.

Мини — музей «Народная кукла».Мини — музей «Народная кукла». Детство – это благодатный период, что бы приобщить ребёнка к традициям русского народа. В связи с этим в старшей группе мы познакомили детей.

Народная кукла Мамка. Мастер-классНародная кукла Мамка. Мастер-класс Эке, эжи, дэда, има, апа, ана, мамитэ, эсей, энкей, шэшэ, нана, майрик… На каких бы языках «мама» не звучало - самое ласковое, нежное и.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.

Резникова Е. Н. Презентация «Народная кукла» В презентации содержится проект по "Тряпичной кукле", гипотеза, предмет исследования, цель проекта, задачи и основные результаты его реализации.

Русская народная кукла «Марьюшка»Русская народная кукла «Марьюшка» В нашей группе есть русская народная игровая кукла. Назвали мы её Марьюшкой. Очень хочется поделиться своим опытом, вернее тем, как мы применяем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования.
Опубликовано: 20 октября 2016 в 23:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Федосеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД