Наталья Федосеева
Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования
Аннотация.
Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры.
Ключевые слова. Мультикультурное образование. Этнокультурный компонент. народные традиции. Кукла.
Публикация «Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования,» размещена в разделах
В статье рассматриваю роль народной куклы, как одного из компонентов приобщения дошкольников к культуре народов. Здесь отражается связь личности ребенка со всей семьей, своим народом. В этом и заключается актуальность и значимость сохранения народных кукол для передачи наследия, традиций народов будущему поколению.
Мультикультурное образование – это образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и форм деятельности, существующих в данном обществе и на передачу этого наследия молодому поколению.
В настоящее время ведется работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Его введение решает многие задачи, в частности, формирует систему ценностей в воспитании культуры, развивает мировоззрение, самосознание, самооценку.
Этнокультурный компонент выступает как средство пробуждения познавательной активности, а также приобщения к красоте и самобытности народа. Через этнокультуру дети приобщаются к общенародной культуре. Поэтому, приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным в настоящее время, так как каждый народ не просто хранит историю традиции воспитания, но и стремится передать в будущее знания и навыки, чтобы не утратить историю нации и самобыт.
Каждый народ содержит свои ценности, идеи, традиции, опыт воспитания. Поэтому, главная задача воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал детской литературы и донести суть до каждого ребенка в доступной форме ее содержание. В практике воспитатели придают большое внимание увеличению словарного запаса. Педагог объясняет незнакомые слова, их происхождение.
В группе раннего возраста используются сюжетно-ознакомительные игры: «Кукла обедает», «Оденем куклу», «К куклам в гости». Воспитатель предлагает ситуации и пути решения проблемных моментов. Игра с куклой в данном возрасте слабо отражает приобщение к традициям народа, их быт, семейные ценности.
Освоение национальной культуры является первостепенным в мировой культуре, а именно через посещение театров, краеведческих музеев.
В традиционно русской культуре наряду с фольклоров огромное место занимает обрядовая кукла. Она была игрушкой и элементом праздничных обрядов. Об этом рассказывается в этнографических очерках. Авторы книги Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» в доступной и увлекательной форме воссоздает приемы изготовления обрядовых и игровых кукол. На протяжении веков передается быт русских крестьян. Книга интересна большому кругу читателей, которые увлекаются народным творчеством.
Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь в глазах детей, при помощи воображения, идеи, мысли. Дети – творцы кукол, а куклы посредники между миром детства и миром взрослых.
В группе раннего возраста имеет кукольный уголок для игровых действий, игры с куклами : пластмассовые, с подвижными частями тела; ребенок-младенец. В своей работе использую дидактические игры на развитие сенсорики: «Куклы пляшут», «К куклам в гости», «Угостим Машиных гостей», «Я и кукла». Можно использовать игру, где ребенку предлагается искупать куклу. Перед ним раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная». Ребенок воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает куклу в ванную, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела. Все предметы использует по назначению.
Все малыши любят играть с куклами, одевать их. Одевая ее, ребенок узнает национальную одежду.
В соответствии с ФГОС основное внимание направлении на получение знаний о себе, о семейных традициях, о культурных ценностях, а также об умении адаптироваться на новой ступени развития. Все занятия строятся в игровой форме и это становиться возможным на основе культуры своего народа. В каждом дошкольном учреждении отведено место этнокультурному образованию. Основную роль отводят традициям и ценностям семьи, народа. Традиции семьи можно проследить как пример игр детей с народными игрушками, которые отражают особенности народной культуры.
Передаются ценности и достижения из поколения в поколения не только вербальными средствами, но и атрибутикой. Они несут познавательные, коммуникативные функции. Исчезновение из обихода народных игрушек символизирует незнание традиций, культуры своего народа. С давних времен игрушки несут в себе символику. Они являются копиями реальных предметов быта. Игрушки знакомят с их назначением, помогают ребенку войти в мир традиционных идей, реальной жизни. Игры с куклами отражают семейные ценности, особенности культуры своего народа.
Кукла- это целый мир. В ней отражаются особенности жизни народа в разные века. В настоящее время в дошкольных учреждениях игры с куклами помогают адаптироваться в обществе. По ФГОС огромное место занимает самостоятельная игровая деятельность, а их развитие зависит от создания предметно-игровой среды.
Литература:
1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб: Паритет, 2008.
2. Ефимова Д. Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания. Дошкольное воспитание. 2012г. №3.
3. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Ляминой И. А.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / под общ. ред. Ю. К. Бабанского. -М. :Просвещение, 1983.-608 с.
5. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.