Ольга Годованая
Методическая разработка «Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
Развитие навыков самостоятельности детей на занятиях осуществляется во всех видах музыкальной деятельности во время слушания музыки, пения, выполнения движений, игры на различных музыкальных инструментах. Каждый из этих видов музыкального воспитания имеет свои специфические возможности и требует от музыкального руководителя творческого подхода, применения методов и приёмов, которые определяются также и возрастом детей. Задача педагога- научить детей самостоятельно находить решение поставленных перед ним музыкальных заданий.
Публикация «Методическая разработка „Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Хочу остановиться на отдельных видах музыкальной деятельности и показать, какие возможности они раскрывают для проявления самостоятельности детей.
Итак, слушание музыки. От непосредственного, первоначального восприятия, ребёнок постепенно переходит к более сложным формам усвоения музыкальных произведений. В старшем возрасте дети должны уже определять жанр, форму, характер произведения; не только различать и называть произведение, а также отмечать средства музыкальной выразительности- смену темпа, динамики, развитие формы.
В результате такого обучения на занятиях и вне их, у детей вырабатывается умение самостоятельно ориентироваться в музыке, эмоционально откликаться на неё, сопереживать то настроение, которое отражает произведение. Дети охотно делятся своими впечатлениями о музыке, высказывают своё отношение к ней. Иногда их ответы удивляют умением очень тонко уловить характер произведения: «Я очень люблю музыку, особенно грустную, потому что она всегда о чём-то рассказывает»; «Без музыки скучно будет жить…»; «Под серьёзную музыку нельзя танцевать и петь, а можно только думать о чём-то о хорошем».
Поддерживая интерес детей к музыке, развивала у них желание самостоятельно слушать её. Для этого, помимо занятий, организовывала детскую самостоятельную музыкальную деятельность вне занятий. В каждой группе нашего дошкольного учреждения имеются музыкальные уголки, где дети могут самостоятельно послушать музыку в записи, а также самостоятельно подобрать на музыкальных инструментах знакомую мелодию.
На музыкальных занятиях приучаю детей самостоятельно контролировать качество своего пения и пения товарищей, исправлять ошибки. Особенно это относится к чистоте интонаций, передаче характера песни, нюансеровке. Дети учатся внимательно слушать друг друга и даже помогать товарищу, если он неправильно интонирует, пропевая песню на ухо.
В подготовительной группе придаю большое значение самостоятельному пению без музыкального сопровождения. Это сложный вид пения, но повседневная и систематическая работа с детьми позволила преодолеть и эти трудности. К концу года, уже многие дети могли петь акапельные песни, самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст, а иногда даже придумывать свои вальсы, польки, марши без слов, на слоги ля-ля-ля, тра-та-та и др. Конечно, это возможно лишь при соответствующей музыкальной подготовки. После каждого такого исполнения, дети имеют возможность высказаться о качестве прослушанного.
Итак, от первоначального восприятия музыки, ещё достаточно поверхностного, дети постепенно переходят к осмысленному восприятию, что является необходимой предпосылкой для музыкального творчества, которое может проявляться только на основе уже имеющихся навыков слушания музыки, знания жанров и форм музыкальных произведений. А творчество, в свою очередь, активизирует самостоятельную деятельность детей.
Определение детьми характера музыкального произведения, ритмического рисунка мелодии- это исходный пункт в обучении движениям, танцам. В овладении движениями также наблюдается переход от простейшего исполнения детьми элементов танца и игр к более сложным, к созданию даже игровых и танцевальных композиций. Но задача педагога- научить детей тем движениям, которые определены «Программой…». Ведь только на основе усвоения танцевальных элементов дети смогут в дальнейшем использовать их в соревнованиях- переплясах; придумывать даже свой танец, который бы соответствовал характеру музыки, что позволяет им более осмысленно воспринимать средства музыкальной выразительности, ритм, размер, лад, фразировку. Это получилось у детей не сразу : только через несколько занятий появились «первооткрыватели» в танце. Движения их были ритмичными, пластичными, соответствовали характеру музыки. Остальные дети были наблюдателями, и пока с интересом смотрели на них, не решаясь попробовать свои силы. Но постепенно и они увлеклись композицией танца. Теперь дети, прослушав музыкальное произведение, могут ритмично и выразительно передать в танце характер и настроение музыки, делая это самостоятельно.
Хочется отметить, что в своей работе никогда не навязываем детям, как импровизировать, предоставляя им самим возможность проявлять своё творчество в движении.
Известно, что танец, подобно песне, тесно связан с бытом. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Русские народные песни-игры таят в себе огромные неиспользованные возможности в свете современных задач воспитания, для решения которых недостаточно использовать только игры под инструментальную музыку, не обращаясь к богатому фольклорному песенному- игровому материалу.
Н. А. Ветлугина отмечала. что в структуре народной песенной игры всегда содержится элемент импровизационности, что позволяет ставить творческие задания, которые побуждали детей быть своеобразными соавторами при исполнении произведения.
Работа начиналась с простых заданий. Так обыгрывались маленькие песенки- миниатюры, такие как «Вся мохнатенька», «Маленький, беленький», «Выйду за ворота», где ребёнок- одно действующее лицо, самостоятельно выполняющее движения под музыку соответственно тексту песни, деля это так, как сам понимает и представляет.
Затем детям давались песни, в которых один и тот же ребёнок должен дать два контрастных по своему характеру образа. Так, в песне «Котик и козлик»- образ мягкого, вкрадчивого котика и бодливого козлика.
Проводила обыгрывание русских народных песен, таких, как «Ходила младёшенька по борочку», «Пошла млада за водой», «Дрёма» и др. Композиционно они строились так: действовали один или два персонажа, а остальные дети выступали в качестве повествователей или рассказчиков. Такие песни- инсценировки- всегда радостное событие для детей, так как каждый ребёнок вносит в неё свою крупицу творчества. Эти песни обыгрывались на занятиях, в группе, на прогулке. Все варианты тут же обсуждались самими детьми, которые, одновременно, являлись и зрителями, и товарищами, и исполнителями.
Эти игры- хороводы постоянно повторялись с разными солистами, в новых интерпритациях.
Все перечисленные выше виды музыкальной деятельности, осуществляемые нами в детском саду, направлены на развитие у детей творческой инициативы, самостоятельности.