Детский сад
Методическая разработка «Экономическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Возникновение работы связано с необходимостью воспитания экономических качеств личности дошкольника в современном мире.
По-моему мнению, эффективность экономического воспитания определяется нравственной основой, которая закладывается в личности ребенка. Поэтому вместе с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, трудолюбие, бережливость, деловитость, что находит выражение в поступках и поведении.
Новизна моей работы заключается в разработке и систематизации дидактических игр, и оформление их в картотеку.
Передо мной были поставлены следующие задачи:
Публикация «Методическая разработка „Экономическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
1. Закрепить в игровой форме представления детей о наиболее доступных экономических понятиях: труд, товар, деньги.
2. Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
3. Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения к труду и людям труда.
Исходя из них работа по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста строилась по следующим принципам:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принципу наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принципу индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
Данная работа, по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, велась в течение двух лет, поэтапно (сентябрь 2017 года - май 2019 года):
Начальный этап - сентябрь 2017 года. Этот период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний детей по финансовой грамотности.
Основной этап - октябрь 2017 – май 2019 года. На формирующем этапе была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности через дидактические игры.
Заключительный этап - результативность решения противоречий - май 2019 год. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранного метода для решения обозначенной проблемы.
Данная работа по формированию финансовой грамотности базируется на основе примерной парциальной образовательной программы БАНКА РОССИИ «Экономическое воспитание дошкольников». [/b]
На первом этапе была проведена диагностика была проведена диагностика «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А. А. Смоленцевой, а так же беседы и анкетирования с детьми по данной теме.
По итогам очевидным оказался поиск эффективных методических приемов для развития экономического мышления.
На втором этапе для усвоения экономических знаний использовали самые разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Актуальным стало создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды - пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно- пространственного окружения. Экономическая зона представлена игровым оборудованием экономической тематики (игрушечные кассовые аппараты, банкоматы, машинки для счета денег, устройства для считывания штрих-кода, офисная техника, телефоны, рации, прилавки и пр., наборами денежных купюр и монет, куклами разных профессий, муляжами продовольственных и промышленных товаров, печатей, готовых бланков, магнитных карт, а также разнообразный бросовый материал, отходы бумаги, упаковка, пластмассовая тара для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, детали для униформы работников, кошельки, корзинки для товаров, другие материалы экономической тематики.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей.
Система работы с родителями позволила осознать им, важность экономического воспитания детей дошкольного возраста во взаимодействии с детским садом. Родители принимали активное участие в проведении экономических ярмарок, праздников, изготовлении дидактических пособий для детей.
На третьем этапе был проведен сравнительный анализ результатов. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод: что использование дидактических игр оказало положительное воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Эта работа позволила активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствовало развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.