елена тузова
Методическая разработка внеучебного мероприятия в первой младшей группе «В гостях у бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у бабушки» (внеучебное мероприятие)
Тип занятия: Комбинированное
Технология занятия: Рассказ, беседа, объяснение, рассматривание экспонатов, подвижные и дидактические игры.
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества.
Задачи:
1. Учить детей внимательно слушать и понимать рассказ взрослого, развивать речь.
2. Способствовать развитию познавательного интереса, слухового внимания, мышления, памяти, речевой активности, любознательности.
3. Обогащать и активизировать словарный запас.
Публикация «Методическая разработка внеучебного мероприятия в первой младшей группе „В гостях у бабушки“» размещена в разделах
4. Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству, истории предков, формировать эмоциональную отзывчивость.
Планируемые результаты:
1. Развивается активный словарь детей, речь обогащается новыми словами, оборотами, выражениями.
2. Начинает формироваться интерес к устному народному творчеству, истории предков.
Основные термины, понятия: музей, экспонат, изба, предметы быта.
Ход внеучебного мероприятия.
Воспитатель Ребята, сегодня почтальон принесла нам телеграмму. (Зачитывает детям) «Очень соскучилась. Жду в гости. Ваша бабушка Матрёна».
Воспитатель Бабушка Матрёна приглашает нас в гости. Она живёт недалеко и мы быстро дойдём до её избы. У неё много интересных вещей и предметов, старинной посуды, даже печь есть. Хотите сами всё увидеть? (Дети отвечают). Тогда не будем медлить. В путь.
Дети заходят в музей «Крестьянская изба», на пороге их встречает бабушка Матрёна.
Бабушка Здравствуйте, мои дорогие ребятки! Проходите, проходите в мою избу - музей! У меня тепло и уютно. Меня зовут бабушка Матрёна. А как вас зовут?
Воспитатель Здравствуй, бабушка Матрёна! (Дети здороваются с бабушкой и называют свои имена).
Бабушка Садитесь на лавочки. Посидим рядком да поговорим ладком.
Воспитатель Бабушка Матрёна, наверное, скучно жить одной в просторной избе?
Бабушка А я не одна живу, а со своим верным другом. Хотите узнать, кто это? (Дети отвечают). Тогда отгадайте загадку.
В будке живёт,
Косточки грызёт,
Лает и кусается.
Как называется? (Собака)
Бабушка Правильно! Это мой пёс Дружок. Позовите его. (Дети зовут собаку: «Иди сюда Дружок. Мы тебе косточку дадим»).
(Бабушка показывает детям игрушку-собаку, дети её гладят, отвечают на вопросы: какого цвета собака, где она живёт, сколько у неё лапок, как она лает, что любит кушать и т. д.)
Воспитатель Какая хорошая собачка у бабушки Матрёны, добрая, ласковая, весёлая. Угостим её косточкой – положим в миску рядом с будкой. Иди, Дружок, погрызи косточку. Бабушка, а детки к тебе пришли не с пустыми руками, а принесли с собой музыкальные инструменты – хотят тебя развеселить.
Бабушка Скорее играйте, а я послушаю, а может и спляшу.
(Дети играют на музыкальных инструментах (деревянные ложки, погремушки, бубны, трещотки, бубенцы и др.) в сопровождении русской народной песенки, бабушка пляшет).
Бабушка Ох, уморили вы меня, весело играли. Молодцы! Сейчас я немножко отдохну, а вы пока посмотрите, что есть в моей избе - музее.
Воспитатель проводит для детей экскурсию по музею «Крестьянская изба». Дети рассматривают предметы крестьянского быта, отвечают на вопросы, отгадывают загадки про знакомые им предметы.
Загадки:
- Чудо-ящик, в нем окно, в том окошечке – кино. (телевизор)
- Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (утюг)
- У них усы не для красы, они показывают время и называются… (часы)
- День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня… (кровать)
- Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка)
- Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (печь)
- Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик. (ножницы)
- Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся - чистый пол. (веник)
Бабушка Ребятки, вам понравилась моя изба? (Дети отвечают).
Воспитатель Сколько разных и интересных предметов мы увидели, бабушка Матрёна. Некоторыми из них люди уже давно не пользуются, а у тебя они сохранились. Нам очень понравилось!
Бабушка У меня есть большой сундук, в нём хранится мой любимый платок. Хотите посмотреть? (Да). (Достаёт из сундука большой цветной платок и показывает его детям).
Бабушка Платок можно не только в праздник надеть или от холода им согреться, с ним можно ещё и поиграть.
Проводится игра с платком в музыкальном сопровождении. Затем дети садятся на лавочку.
Воспитатель Спасибо, бабушка Матрёна, за интересную игру. А мы тебе предлагаем поиграть в нашу игру «Чудесный мешочек». В мешочке лежат разные предметы, ты будешь их из мешочка доставать, а мы потешки рассказывать.
Игра «Чудесный мешочек».
(В мешочке предметы дудочка, игрушка-кот, игрушка – петушок. Бабушка достаёт из мешочка предметы, а дети рассказывают потешку).
- Кот: Пошёл котик на торжок, купил котик пирожок.
Пошёл кот на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть или деточкам отнесть?
Я и сам укушу, я и деткам отнесу.
- Дудочка: Ай, дуду-дуду-дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
- Петушок: Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
Бабушка Вот какие молодцы – много потешек знаете! Порадовали бабушку.
Воспитатель Загостились мы у тебя бабушка Матрёна. Пора домой собираться. Но сначала ребята расскажут, что им больше всего понравилось?
(Дети говорят, что им понравилось, запомнилось).
Бабушка Я рада, что вы были у меня в гостях, но пора прощаться. Только без подарков я вас не отпущу. Мы с собачкой Дружком приготовили для вас корзиночку с пирожками.
Воспитатель Спасибо. До свидания бабушка Матрёна. (Дети прощаются с бабушкой).
Самоанализ внеучебного мероприятия.
1. Цели (образовательная, развивающая, воспитывающая).
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами народного творчества.
Задачи:
Обучающая:
- Учить детей внимательно слушать и понимать рассказ взрослого, развивать речь.
Развивающая:
- Способствовать развитию познавательного интереса, слухового внимания, мышления, памяти, речевой активности, любознательности.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
Воспитывающая:
- Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству, истории предков, формировать эмоциональную отзывчивость.
2. Образовательная сторона мероприятия, перспективность в работе; какие знания учащиеся приобретают, расширяют, углубляют; какие навыки и умения совершенствуют.
Мероприятие проведено в рамках реализации проекта «Преданья старины глубокой» по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Экскурсия в музей «Крестьянская изба» способствует приобщению детей к историческому прошлому нашей страны, развитию познавательного интереса. Дети получают новые знания о культуре быта предков, знакомятся с новыми для них словами, тем самым обогащают свой словарный запас. Подобранные игры способствуют повышению двигательной и речевой активности.
3. Применение технических средств и наглядных пособий.
При проведении мероприятия были использованы экспозиции музея «Крестьянская изба», музыкальный центр, музыкальные инструменты (деревянные ложки, погремушки, бубны, трещотки, бубенцы и др.).
4. Осуществление межпредметных связей и связей между учебной и воспитательной работой.
Мероприятие строилось с учётом интеграции образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Оно соответствует плану работы детского сада по приобщению детей дошкольного возраста к народному творчеству.
5. Воспитательное значение мероприятия: формирование интереса к занятиям, к предмету, воспитание коллективизма, познавательной активности, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся в ходе занятия.
На протяжении всего мероприятия дети были активны, проявили самостоятельность и творческий интерес. Активно участвовали в играх, проявляли интерес к экспонатам музея, эмоционально откликались на общение, отгадывание загадок, чтение потешек, радовались сюрпризным моментам. Музыкальное сопровождение создавало положительный эмоциональный фон всего мероприятия.
6. Количество присутствующих, их активность в подготовке и непосредственно на мероприятиях.
В мероприятии принимали участие дети 1 младшей группы в возрасте трёх лет, т. е. подгруппа, состоящая из 12 человек. При подготовке к мероприятию дети повторили знакомые потешки, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации предметов быта. Провели беседу о том, что такое музей, как нужно вести себя в музее, прослушивали народные песенки и мелодии.
7. Отношение учащихся к мероприятию: интерес, активность, дисциплинированность, культура поведения, речи.
На протяжении всего мероприятия интерес детей поддерживался с помощью выбранных форм: фронтальная (игра на музыкальных инструментах, подвижная игра, экскурсия, индивидуальная (рассказывание потешек, отгадывание загадок). Для предупреждения утомления детей различные виды деятельности чередовались. Дети во время мероприятия были организованы, заинтересованы, активно отвечали на вопросы.
8. Реализация намеченного плана.
Намеченный план мероприятия реализован полностью. Все задачи выполнены. Активный словарь детей и речь обогатились новыми словами, оборотами, выражениями. Судя по активности детей, их эмоциональному настрою можно сделать вывод, что данное мероприятие способствовало формированию интереса к устному народному творчеству, истории предков.
9. Осуществление учебных и воспитательных целей (способствует ли мероприятие повышению качества знаний учащихся, корригирует ли их деятельность, способствует ли формированию положительных качеств личности).
Данное мероприятие способствует развитию речи детей, обогащению их активного словаря; повышает уровень знаний в области исторического наследия прошлого, приобщает к традициям русского народа; приучает соблюдать правила поведения в общественных местах (музей, дисциплинирует; помогает формировать положительные качества личности (доброта, умение слушать и уступать друг другу, отзывчивость, взаимопомощь, уважение).
10. Предложения по организации, содержанию и методике проведения воспитательных мероприятий.
Воспитательные мероприятия такого формата должны быть рассчитаны на перспективу, на формирование у детей положительных эмоций, знаний, умений и навыков, которые будут способствовать приобщению детей к народному искусству, традициям русского народа.