Аверьянова Наталья Викторовна
Социально — коммуникативное развитие дошкольников через театрализованные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из условий успешной социализации дошкольников является социально-коммуникативное развитие. В наше современное время компьютеризации и технического прогресса дети, по причине вечной занятости родителей, предоставлены сами себе и свободное время они, как правило, проводят не за книжками, а за телевизионным экраном и компьютерными играми. Ведь в этот период детства закладываются предпосылки нравственных качеств. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной в наше время. Театрализованные игры — один из самых эффективных способов позитивной социализации ребенка.
Публикация «Социально — коммуникативное развитие дошкольников через театрализованные игры» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: создание условий для формирования умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
• Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованным играм, стремление применять полученные навыки в театрализованных играх в повседневной жизни;
• Совершенствовать речевую активность;
• Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (интонация, мимика, жесты, движения);
• Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
Театрализованные игры позволяют ребенку оказаться в ситуации, приближенной к реальной, в непринужденной и интересной форме. Они способствует развитию детской фантазии, памяти, развитию речи, формирует опыт социальных навыков поведения, позволяют проявить свои актерские способности; научат видеть ребенка прекрасное в жизни, в людях, зарождают в нем самом стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Для создания и организации условий для театрализованной деятельности прежде всего была пополнена развивающая предметно – пространственная среда, оборудован театральный уголок, в котором размещены различные виды театров : настольный, теневой, пальчиковый, вязаный, би-ба-бо, конусный, театр картинок и фланелеграф, театр на перчатке, различные маски и костюмы.
Свою работу я начала в первой младшей группе с театра на фланелеграфе. Прикладывая картинку, читала стихи, а дети старались повторить их, обыгрывали потешки, используя сюрпризные моменты. Дети с удовольствием выражали свои эмоции в движениях - импровизациях под музыку.
В старшем возрасте дети уже сами начали придумывать сказки, рисовать и вырезать к ним картинки. Знакомя детей с различными видами театра, я проводила беседы с показом различных иллюстраций, загадывала загадки, читала отрывки из сказок, применяла информационно – коммуникативные технологии. Используемый мной материал был самым разнообразным: слайды, презентации, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более понятным, современным, разнообразным; затем определила задачи, основываясь на результаты.
Особое внимание обращала на развитие мимики и жестов, где использовала различные игры, этюды на выражение эмоций «Мое настроение», «Смешная рожица», «Давай, познакомимся». Предлагала детям речевые упражнения, упражнения на дыхание, психологические игры «Твои достоинства», «Дарим добро», «Наше настроение», «Учимся смеяться»; Игры на сплочение «Мы дружная семья», «Если все вокруг подружатся»; тактильные игры «Добрый я, добрый ты», «Добрый поезд». Такие игры позволяют сформировать и развить у детей социально — коммуникативные способности и качества:
• умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
• позитивное отношение к другим людям;
• умение сопереживать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения;
• умение проявлять инициативу в завязывании контактов.
Для педагогов дошкольного учреждения был проведен мастер-класс «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», а так же мы с воспитанниками показали сказку-драматизацию «Теремок на новый лад» родителям и детям других групп.
Результативность использования театрализованных игр :
• большая часть детей стали пользоваться невербальными средствами общения;
• речь стала связной, выразительной, значительно расширился словарный запас детей, большинство детей стали обсуждать увиденное, рассказывать о своих впечатления;
• дети стали не только выражать свои чувства, но и понимать чувства других, стали более уверенными в себе, научились преодолевать застенчивость;
• у детей появился интерес к театру.
Театрализованные игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
Из всей работы, проделанной мною, я пришла к выводу, что в процессе театрализованных игр наиболее эффективно решаются проблемы социально- коммуникативного развития, дети познают мир, могут выразить свое собственное отношение к добру и злу, а также развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, речь детей становится более связанной, выразительной, расширяется словарный запас.
В перспективе на будущее планирую продолжать работу по формированию у детей интереса к театрализованным играм.